Евгений Карманов - выдающийся кубанский публицист, лауреат Всесоюзного конкурса очеркистов. Читателю предлагается один из его историко-публицистических материалов, вошедших в книгу "Тмутараканский солнцеворот" - сборник эксклюзивных материалов - начиная древней дохристианской истории Кубани, вплоть до неразгаданной тайны уничтожения американского U-2.

 

СТРАСТИ ПО ПЛАЩАНИЦЕ

ХРОНИКА ИЗ ЖИЗНИ ЧУДА

Жизненные ситуации бывают непредсказуемы... Замечали, как иное событие нашей жизни давно уже, казалось бы, спрятавшееся в прошлом или загнанное туда нашим самомнением, равнодушием, вдруг выныривает из небытия? Оно стремительно возвращается, обретя удивительно мощные крылья новизны, хотим того мы или нет... Тогда остро ощущаешь всю жесткую закономерность его возникновения, его неотвратимую мудрость...

Для этих событий время и пространство — категории совсем другого измерения, чем для нас, в них есть нечто сокровенное, выявляющее сущность бытия нашего...

1898 год. Почти век назад на Парижской международной выставке религиозного искусства, а мир тогда переживал кризис веры, произошло то, что всколыхнуло людские умы, умеряя их ученую гордыню.

Выставка действительно была уникальным явлением даже для Парижа, избалованного и пресыщенного разнообразными художественными салонами, вернисажами, театральными премьерами... Кстати, это был период, когда Франция увлекалась всем русским. В павильоне, где демонстрировались древнерусские иконы, утварь, расшитые жемчугом покрова, толпилось немало посетителей... А недалеко, под высокой аркой, повесили большое полотно с едва различимыми очертаниями, коричневыми пятнами, издали как бы напоминающими размытую фигуру человека. Полотно это размером 4,3x1,1 метра доставили из северо-итальянского собора Иоанна Крестителя г. Турина. В тексте пояснения говорилось, что это полотно—древнее, еле сохранившееся произведение христианских мастеров. Согласно изустному и письменному преданиям, это Плащаница Иисуса Христа.

В конце мая, перед самым закрытием выставки, большой любитель древности по имени Секондо Пиа, человек увлеченный и начитанный, сфотографировал загадочное полотно. Фотоаппараты по тем временам были громоздкие, фотографировать такой объект было сложно, поэтому первый снимок не по- лучился, но когда фотограф опустил в проявитель другой негатив, размером 60x50 см, то изумился: на черном фоне позитив портрета был неописуемой неземной красоты и благородства! “Иисус Христос?” — воскликнул фотограф, разглядывая чудесный негатив, на котором темные линии, пятна были там, где обычно должны быть светлые. Сам факт негативного изображения, а изображение на полотне было именно таким, был выше понимания. Ведь Секондо Пиа знал, что возраст Плащаницы, этого сказочного негатива, столетия! А со дня открытия фотографии прошло всего 69 лет!

Вы, вероятно, спросите, а почему начали с 1898 года, ведь Плащаница известна была и гораздо раньше? Правильно. В журнале Московской Патриархии известный христианский писатель, протоиерей РПЦ, доктор геолого-минералогических наук Глеб Коляда мудро говорил об этом парижском событии, подчеркивая, что человечество в конце XIX века отходило от веры, вульгарный материализм брал верх, обещал все просчитать до сантиметра, все в мирозданьи перемерить до грамма, а мировоззрением становилась наука. Наука, как известно, все разумом берет. Таким образом, можно утверждать, что новое открытие Плащаницы фотографом является чудом, отвечающим духовным потребностям времени. И фотограф Секондо Пиа да и все христиане восприняли явление Плащаницы именно как чудо, как знамение перед началом XX века...

Помните, согласно библейским свидетельствам Иисус Христос, снятый с голгофского креста, был погребен... “Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он пришел к Пилату, просил Тело Иисусово. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И, взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою Плащаницею...”, — говорится в Евангелии от Матфея. Различные хроники утверждают, что Плащаница пережила немало приключений... Одно время она хранилась у святого апостола Петра, об этом свидетельствовала святая Нина. Сестра византийского императора Феодосия Второго святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя.

640 год. Арнульф, епископ Галльский, совершив паломничество, называет Плащаницу в своей рукописи и сообщает ее точные размеры, приметы.

XI век. Император Византии Алексей Комнин пишет: “Среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у меня находятся Похоронные полотна, найденные в Гробу после Воскресения”.

В “Каталоге Царьградских Реликвий” исландца Николая Сомундарсена за 1137 г. говорится об “окровавленной Плащанице Христовой”.

1171 год. Епископ Вильгельм Тирский: “Император Ману-ил Комнин показывал мне и королю Иерусалимскому Аморину Первому Святую Плащаницу Христову в базилике Буклеона в Константинополе”.

1201 год. Николай Мазорит самоотверженно спас Плащаницу от пожара во время беспорядков в столице. “Похоронные Ризы Господни — они из полотна, еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти”. Причем Мазорита поразило, что Христос на Плащанице совершенно нагой!

1204 год. Плащаница похищена крестоносцами из Иерусалима, хранилась в тайниках монастыря-крепости рыцарей ордена тамплиеров.

В1312 году рыцарский орден подвергся преследованиям со стороны Ватикана. Папа Климент Пятый разогнал тамплиеров, их частично перебили, частично сожгли на кострах, но дознаться, где находится Плащаница, не смогли, тамплиеры умели хранить тайны. Теперь известно, что Плащаница была передана крестоносцу-французу графу де Шарни в 1353 году, родственнику одного из погибших руководителей ордена. А через несколько лет была выставлена в церкви для обозрения и началось паломничество верующих со всех земель.

С 1578 года и по сей день эта христианская реликвия хранится в итальянском кафедральном соборе Сан Джиованни Батиста города Турина, отсюда и название — Туринская Плащаница. Это в основе своей льняное полотно почитается как одно из материальных свидетельств земной жизни Христа, благодаря пока что необъяснимому — на Плащанице отпечаток тела со следами распятия, истязаний, точно совпадающими с библейскими описаниями страданий Христа, что, по мнению верующих, говорит о том, что это Иисус из Назарета.

Добавляют при этом, что Туринская Плащаница имеет отпечатки — лицевой и затылочный. Эти проекции почти соприкасаются. На ткани четко видны бурые пятна, соответствующие евангельским повествованиям о ранах Иисуса, оставленных терновым венцом, плетью, гвоздями и копьем.

Даже при этой неполной, но достоверной хронике есть то, что в эту историю вносит загадки, недомолвки, а порой и странные совпадения, которые нельзя миновать, если уж мы выбрали эту зыбкую тропинку разысканий среди фактов, нагромождений, намерений и свершений, бунтов и войн, землетрясений и пожаров.

 

...И ПРИШЕЛ ВЕСТНИК

В годы студенческой молодости, когда нас учили, что церковь доживает свои дни, мы старались повидать развалины монастырей, увидеть, как нас уверяли, последние действующие “очаги мракобесия”, побывать на выставках древнерусского искусства, тогда его называли религиозным искусством. Конечно, увлекала необычность происходящего.

В Историческом музее Москвы, а затем в Ленинградском Русском музее, где особенно были богаты запасники иконами старинного письма, о чем отлично написал обнаруживший их там писатель Вл. А. Солоухин, я увидел реставрированные одну греческую, другую русскую иконы, а затем и греческий манускрипт с миниатюрами. Их объединял загадочный сюжет: некий темноликий царь Абгар некоего города Эдессы посылает делегацию в Иерусалим к Иисусу Христу. И все это описано последовательно, с подробностями, вплоть до вручения посланцами образа Христа, судя по всему, на полотне, и полуразвернутых грамот с письменами, как это принято изображать у иконописцев. Далее темноликий царь обретает светлый вид, светлеют одежды, лицо... Экскурсоводы поясняли тихо, что это сказочный сюжет, но было неясно одно: как же так? На иконе, в священном манускрипте — и вдруг выдумка? Ведь религия — мировоззрение строгое. Если что, сразу к покаянию призовут. Из-за неправильно переведенного, истолкованного слова в священном писании—конфликты, даже войны возникали... Тому примеров не счесть. Известна же трагедия старообрядчества...

Ну да ладно. Недоразумение сие рассеяло время... Все возвращается на круги своя...

Однажды мне довелось быть в Армении в страшную, холодную и голодную зиму 92-го года, а именно в национальном музее-хранилище древнейших рукописей Матедаране, затем в церковном центре Эчмиадзине. Тогда ереванский академик Ким Бакши работал над изучением рукописи автора V века Мовсеса Хоренаци “История Армении”, рукописи примечательной во всех отношениях, как утверждает журнал “НИР” Вот что рассказал академик:

“...Абгар, царь пограничной между Персией и Римом Осро-эны (Эдессы) послал миссию к римскому наместнику в Палес- тине Марину с заверениями в своей преданности. Обратный путь проходил через Иерусалим. По возвращении личный секретарь Абгара Лиан прочел царю свои путевые записи и, в частности, о чудесах, творимых Иисусом Христом. А царь был жестоко болен. Его прозвище Ухама, т, е. Черный, вероятно, связано с болезнью. Вот он и решил обратиться к Иисусу. Он написал письмо с приглашением прибыть в Эдессу и с просьбой излечить его. Алан отправился опять в Иерусалим и встретился с Иисусом Христом. Историк V века Хоренаци описывает, где и как проходила встреча, кто присутствовал при этом. И самое главное — приводит тексты царского письма и ответа Иисуса Христа...”

Вот уникальная, известная только ученым и богословам, переписка, которую читаешь и глазам не веришь, будто прикасаешься к тайному тайных самого времени...

Перевод этой переписки я нашел позже, на страницах “Науки и религии”. Вот что писал царь Эдессы Абгар Великий: “Абгар, сын Аршанка, правитель страны, Иисусу Спасителю и Благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлет) привет. Прослышал я о Тебе и о врачевании, творимом руками Твоими без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, Ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми болезнями. Когда я услышал все это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо Ты Бог, сошедший с Небес, и совершаешь это, либо же Ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слышал я также, что иудеи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих”.

Далее историк Хоренаци уточняет уверенно, со знанием неведомых нам документов...

“Посланцы, отвезшие письмо, встретили Иисуса Христа в Иерусалиме. ...Но Сам Спаситель не согласился в то время прийти на призыв Абгара, а удостоил его письмом в таком роде”.

Ответ на послание царя Абгара написан апостолом Фомой по приказанию Спасителя. Вот эти легендарные строки: “Блажен, кто верует в Меня, не видавши Меня. Ибо написано обо Мне: видящие Меня не уверуют в Меня, не видящие — уверуют и будут жить. А о том, что ты Мне писал, — прийти к тебе, то должно Мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда Я свершу это, Я вознесусь к тому, Кто Меня послал. Когда же вознесусь—пришлю одного из здешних Моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным Твоим”.

Удивительно, не правда ли? Но насколько можно верить издателям? Для этого вернемся к рукописи древнего историка.

“Это послание принес царский секретарь Анан, вестник Абгара, вместе с изображением Лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне, — поясняет Хоренаци. — Портрет этот с ответом по-прежнему находится в Эдессе”. (То есть 400 лет спустя после этих событий). Замечу, что Эдесса ныне приграничный городок Туфа в Турции.

Далее в рукописи говорится, что потом после Вознесения Иисуса Христа к Абгару прибыл апостол Фаддей и излечил царя. Паломники рассказывают, что в древнейшем монастыре св. Екатерины на горе Синай есть икона. На ней изображен апостол Фаддей и излеченный царь Абгар, в руках у которого тканевое полотно с образом Христа. Иконы более позднего письма с этим сюжетом мне довелось видеть в Историческом музее, Русском музее, в Новгороде и Смоленске...

Автор “Истории Армении” ссылается на сирийского историка I века Либубна, сына писца Апшадара, “который описал все деяния (совершенные) в дни Абгара и Санатрука и поместил (запись) в архив Эдессы... Мы сами воочию видели этот архив...” А за сто лет до Хоренаци христианский историк Евсевий Памфил Кессарийский сообщает, что ему эта переписка была прислана из царских архивов Эдессы — столицы Абгара.

Современные исследователи откровенно сомневались в достоверности сведений армянского древнего автора, но когда нашли в Британском музее манускрипты историка I века Ли-бубны, а затем первого историка церкви Евсевия Памфила, то все подозрения отпали. Кстати, потом в России, в Императорской библиотеке был обнаружен такой же древний сирийский текст того же автора с изложением этого факта из жизни царя Абгара.

С V века идут упоминания об Эдесском портрете как о нерукотворном потрете Христа. Объяснялось, что Христос отер свое лицо о ткань и на ней отпечатался Его Лик. У этого Образа своя история. Эдесский нерукотворный образ Христа послужил веским аргументом “за” в жарком споре о том, можно ли изображать Христа, Богоматерь и апостолов. Конечно, он почитается и Русской Православной Церковью. Ежегодно 16 (29) августа отмечается праздник, который в народе называют “Третий Спас” или “Спас на полотне”, а официально именуется так: “День перенесения нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь...”

КОМПЬЮТЕР ПОДТВЕРЖДАЕТ НЕРУКОТВОРНОСТЬ

В древней Мозарабской литургии, восходящей по преданию к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: “Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес”.

Плащаница подвергалась интенсивному изучению. Занимались этим искусствоведы, историки, судебно-медицинские эксперты, нумизматы, физики, химики... Спорили о многих факторах, особенностях на международных синдологических конгрессах (синдон — плащаница). Но только в одном все дружно соглашаются: изображение на Туринской Плащанице нерукотворно и времени не подвластно. Самая трудная загадка: как же появилось изображение?

Загадка, относящаяся в равной степени и к Эдесскому образу на полотне, называемому нерукотворым. Примечательно, что в борьбе идей, в споре догм, особенно иконоборцы в пылу полемики кричали, что это портреты, созданные гением великих Леонарда да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рафаэля де Сантиса. Но это были эмоции, а не факты. Кто знаком с творчеством этих гениев, знает, что они делали копии Плащаницы, но именно копии, восхищаясь этим явлением, фактурой изображения, тайной его... Да и не восхищаться не могли, потому что ореол чуда действует безотказно. Существенное замечание: великие художники были прежде всего христиане, которые не стали бы изображать Христа обнаженным... Если внять уверениям скептиков, что это изображение XIV века, то по технологии изготовления, другим факторам такую ткань в средневековье не смогли бы сделать для этой цели. Это достоверно проверено и не раз.

Если все же утверждать, что портрет Плащаницы XIV века, то возникает ошеломляющая ситуация: перед нами на фотографиях анатомически точный облик человека. Что же это за технология живописи, графики, которая по сей день еще не встречалась, кто этот неземной неизвестный мастер? Да и можно ли надежно эту версию проверить?

Как известно, детективных историй с подделками произведений искусства хватает и в наше время. Криминалисты, ученые умеют применять компьютерную технику в этой бесконечной борьбе с фальшивками в мире искусства. Компьютер способен изменять плоское изображение в объемное, то есть оно превращается в трехмерное. А если живописная картина? В этом случае компьютер дает то изображение, которое задумал, отобразил на холсте автор. Ведь художник субъективно воспринимает окружающий мир. А компьютер — нет. Он с научным цинизмом демонстрирует во всех подробностях, как художник исказил модель, натурщика.

Исходя из этого, ученые сформировали задачу для электронного “мыслителя”. Собрали самые лучшие снимки Плащаницы, и компьютер перевел их в трехмерные, объемные изображения. Причем выглядело это удивительно впечатляюще. Все присутствовавшие увидели объемную скульптуру лежащего человека, завернутую в ткань с легкими складками. Фигура соответствовала всем параметрам. Специалисты подчеркнули, что программа компьютеру была задана конкретная, он бы сразу выявил ошибки, если бы образ на Плащанице был нарисован человеком.

Но если это дело рук человеческих, то следует вспомнить такие факты из жизни Плащаницы. В разных городах показывались поддельные Плащаницы, но только эта народным сознанием воспринималась как подлинная. Она горела и чудом сохранилась. Мало того, история зафиксировала и такой факт. В 1508 году Плащаницу в один из религиозных праздников вынесли из Туринского храма на поклонение верующим. Для того, чтобы подтвердить истинность реликвии, ее публично варили в масле, потом стирали, мыли, мяли в течение полудня. А затем все, кто сомневался и не сомневался, могли убедиться, что изображение нисколько не изменилось. Плащаница подвергалась жестоким испытаниям военных конфликтов, религиозных брожений, стихийных бедствий. От глупости человеческой тоже натерпелась немало. На знаменитом полотне остались следы от пожаров 1201, 1349, 1532, 1934 годов и даже следы от капель расплавленного церковного серебра.

Однако по-прежнему на светло-желтоватом фоне коричневатые тона образуют очертания фигуры и лица с бородой, длинными волосами, что хорошо видно на фотографиях. И хотя заметны пятна от воды, ожоговые пятна, небольшие повреждения, все же изображение сохранилось графически чистым...

Представьте, Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Под его тяжестью Он, как известно, падал, разбил колено, тяжелая балка креста нанесла ушибы на спине и ногах. Эксперты все определили, нашли на ткани. Они установили, что меньше чем через 40 часов после казни посмертный процесс прекратился. Если бы не так, то пятна крови, лимфы к 40-му часу соприкосновения просто бы расплылись. Они же четко просматриваются, что подтверждает сообщение евангелистов: Христос воскрес через 36 часов, он вышел из Плащаницы, не повредив, так же как после Воскресения проходил сквозь стены.

Физик Картер, утверждал, что это возможно. В пользу это то и тот фактор, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях. Ведь радиоактивность была открыта Беккерелем благодаря следам на незасвеченной фотопластинке.

Физик утверждал, что изображение произошло от радиоактивного облучения телом. Он провел эксперименты и получил подтверждение: действительно, Воскресение Христа сопровождалось какими-то ядерными реакциями.

Согласитесь, в науке не бывает абсолютных истин.

Но, всматриваясь с помощью электронной оптики, лазера, другие ученые заметили: а не могло ли действительно изображение образоваться от обугливания волокна при сильном излучении человеческого тела? Выяснили: там, где след от пожара, волокна обгорели со всех сторон. А где прорисовка фигуры, там односторонний поверхностный как бы ожог. Высказывались гипотезы об ультрафиолетовом излучении, последовали предположения, что изображение получилось от испарений аммиака с человеческого тела, но все они отпали.

Любопытны и такие особенности изображения, которые вызвали интерес, споры ученых. Речь идет о, казалось бы, неестественных пропорциях, например, рук. Пальцы удлиненные, а сами руки немного как бы чуть короче обычных, пропорции их изменены, что заметно по фотографиям. В чем дело? Были исследованы тысячи художественных, фотографических портретов — ничего подобного не встречено. Почему такая несоразмерность на этом изображении, хотя все параметры, вся анатомия человека говорят о том, что этого не должно быть?

Ряд исследователей, в том числе российские Жуковская, Арутюнов, Михайлов, высказывались, что изображение возникло не контактным способом. Группа исследователей, руководимая доктором физики, специалистом по лазерной оптике из Академии ВВС США Джоном Джексоном, после долгого изучения пришла к выводу: загадочная фигура на Плащанице — это не отпечаток, это проекция тела на плоскую поверхность. Тогда что способствовало этому? Это воздействие частиц, двигавшихся целенаправленно и перпендикулярно земной поверхности. Примечательно, что в современной науке такой процесс можно осуществить! Он известен как метод вертикального сканирования, метод, известный второкурсникам физмата. Допустим. А какие же физические поля перпендикулярны к поверхности Земли, или, скажем так, имеют вертикальное направление? Ученые дают ответ: гравитация!

Группа Джексона утверждает, что проекция тела образовалась в том случае, если тело проходило сквозь полотно, не повредив его, но оставив следы. Значит, если соблюдается все тот же принцип вертикальности прохождения через полотно, допустимая гипотеза делает понятной ту часть изображения, где большой палец руки просвечивает сквозь ладонь, вроде бы проникает через нее. Получается, сначала через ткань прошла ладонь, а затем палец... Значит, этот момент и запечатлен на полотне.

Фантастика! Но чтобы тело прошло, оно должно стать сгустком элементарных частиц, а среди них должны быть фотоны с энергией ультрафиолетовой части спектра. Вот из-за них и произошло поверхностное обугливание по всему изображению на Плащанице. А фотон — это частичка света. Вспомните священные книги, предания, что после воскрешения Иисус Христос вознесся над землей, и евангелисты видели его сияющую фигуру.

Профессор сравнительной анатомии Сорбонского университета Деляж определил, что лицо и тело до мельчайших частиц анатомически точны, ученый обнаружил характерные черты посмертного окоченения, подтеков крови, характерных именно для распятого человека. Кстати, соскобы в местах предполагаемых подтеков показали при лабораторных анализах, что это кровь, а не краска. Патологоанатомы сделали вывод — это отпечаток реального тела.

Специалисты обратили внимание: гвозди, пронзающие руки, проходят через запястья. А ведь почти на всех полотнах, иконах средневековья гвоздями пробиты ладони.

Совсем недавно археологи внесли поправку. Близ Иерусалима найдено редчайшее захоронение I века. Некий Иоханн был казнен через распятие и палачи вбили ему гвозди не в ладони, как это на иконах, а в запястья. Так что на Плащанице все верно.

А след от гвоздя на Плащанице по конфигурации совпадает с тем, что хранится в церкви Святого Креста в Риме и по преданию был использован при распятии Христа.

И еще. Когда вели микрофотографирование в поляризованном свете и компьютерном сканировании изображения по плоскому отпечатку, то был восстановлен объемный портрет, выявивший мельчайшие детали: припухлости, родинка, царапины на лице, косичка на затылке. Были обнаружены отпечатки монет на глазах — палестинский обычай тех лет. С них сделали снимки, позволяющие прочесть надписи на монетах. Эти палестинские монеты чеканились в 30-х годах нового летосчисления, а одна из них по названию “Лепта Пилата” имела надпись “Император Тиберий” и содержала ошибку в написании слова “император”. До публикации этих фотографий нумизматы не знали о существовании такой монеты с ошибкой (а в этом для них уникальность монеты), но после было обнаружено пить таких монет в различных музейных хранилищах мира. Кстати, это' подтвердили и наши известные ученые Олег Арутюнов и Нина Жуковская, датировавшие монеты 30-м годом, а сейчас Папская Академия уточнила — 26-й год новой эры.

 

СЛАВЯНСКИЙ ФАКТОР

Плащаница, по мнению протоиерея РПЦ, доктора минералогических наук Глеба Коляды, авторитетного в богословских и светских научных кругах, по способу прядения, фактуре ткачества относится к античной эпохе. В самостоятельных академических исследованиях он установил, что ткань ближневосточного происхождения, это льняное полотно, тканное зигзагом три на один. Такие ткани изготавливались в Сирии еще до новой эры, назывались “дамаск”, а по цене были доступны немногим. Известно, что не каждый мог купить ее, и то, что Иосиф обернул ею тело Христа, свидетельствует о состоятельности Иосифа. Помните, о нем сказано в Евангелии: “богатый человек из Аримафеи”. (МФ. 27.57.). Для приближения к истине надо знать, когда же соткано полотно, действительно ли оно из этого географического региона — Палестины, Ближнего Востока, Египта?

Определение археологического возраста — процедура довольно сложная, как рассказывал мне кубанский археолог И. Марченко. Есть даже такое направление в науке — археологическая химия. Если расследуется датировка древнего текстиля, то возможности, набор средств ограничены. Основной из них — радиоуглеродный метод. Плащаница — это лен с хлопком и, значит, богата углеродом. Заглянем в школьный учебник химии. Углерод состоит из трех изотопов с азотным весом 12, 13,14. Самый тяжелый изотоп — углерод-14, он радиоактивен и может естественно распадаться, что происходит с постоянной скоростью, на которую ничто не влияет. Для датировки надо установить, сколько в ткани углерода-13 и углерода-14, а таблицы подскажут возраст по количеству имеющегося углерода. Вроде бы все просто и ясно. Но здесь таится тот самый джинн, которого называют непредсказуемостью объекта изучения.

1987 год. Девять всемирно известных лабораторий по радиоуглеродному датированию предлагали свои услуги в исследовании Плащаницы. Римская Папская Академия наук Ватикана по каким-то, только ей известным соображениям, отобрала три, отвечающие всем требованиям Международной комиссии по изучению Туринской Плащаницы.

В торжественной обстановке, после молебнов, был вырезан из Плащаницы квадрат 4x4 см и разделен на 4 части. Одну частичку сделали контрольной, оставили в Папской Академии Ватикана, остальные распределили между лабораториями Швейцарии, США и Англии. Причем предусмотрены были строгие предосторожности. В целях объективности исследований основной пакет отправлялся в каждую лабораторию с другими точно такими же. Но в остальных были образцы тканей античности, средневековья, нового времени. Все без наименования, на пакетах код. Все делалось так, чтобы исследователи не знали, какой образец от туринской ткани. Причем сами лаборатории не знали, кто еще занят тем же научным экспериментом, чтобы не было никакого психологического, политического, религиозного давления и ненужной шумихи в средствах массовой информации.

Тайна исследований была обеспечена. Многомесячные работы были завершены без помех и треволнений.

Наступил церемониальный акт. Семь известных ученых от каждой лаборатории подписали итоговый документ, который извещал, что Плащаница изготовлена в XIV веке, а не в I, как в это верят многие христиане. Конечно, речь шла прежде всего о ткани, а не о том, кто был в нее завернут, чье изображение запечатлено на ней.

И вот события переносятся в пределы нашей матушки России, ученые которой по известным причинам молча наблюдали за этой дискуссией. Мало того, эта история своим крылом коснется и нашей Кубани...

Но не будем торопиться, все по порядку.

Владимир Гуськов, лауреат Госпремии СССР: “Весной 1989 года я сообщил письмом в Турин Комиссии по изучению Плащаницы о том факте, что в отличие от древесины (не содержащей, как правило, ферментов фотосинтеза) однолетние растения типа льна и кукурузы, содержащие ферменты фотосинтеза, способны легко обогащаться радиоуглеродом из атмосферной углекислоты. Причем в обменные процессы может быть вовлечено до 60 процентов массы веществ растений, и высказал мысль о высокой вероятности омоложения радиоуглеродного возраста Плащаницы. Причем омоложения весьма значительного, такого, при котором, например, ткань, изготовленная во времена Иисуса Христа, могла предстать по анализам углерода-14 и средневековой.

Ведь образцу кукурузы, выращенному в опытах и содержавшему, например, только десять процентов углерода-14 от природного количества, попади он на радиоуглеродное датирование, был бы неминуемо определен возраст порядка 20000 лет. Но этому же образцу, в котором после непродолжительного хранения доля углерода-14 возросла до 55—60 процентов, был бы определен совсем другой уже возраст — меньше 2000 лет. Разительное омоложение, не правда ли? Причем наиболее достижимое именно при повторном увлажнении. Не схожее ли случилось и с Плащаницей при ее спасении в пожаре?

Обогащение изотопами углерода могло иметь место и в более простых ситуациях, например, при контакте ткани с сильно увлажненным воздухом, или, пусть и замедленно, но непрерывно идти на протяжении всей долгой жизни реликвии, хранившейся отнюдь не в музейных условиях.

Не следует признавать Плащаницу фальсификацией, пока такая проверка не состоялась. Любые сомнения, как водится в суде, да и в науке, в пользу обвиняемого”.

К этому мнению известного русского ученого нужно добавить для объективности, что ряд крупнейших западных исследователей (Грубер, Керетнер и другие) подтвердил, что фрагменты, взятые для анализов с края полотна, оказались сильно загрязненными, учитывая, что выдержала Плащаница от хранения, времени и людей. И осторожно прогнозировали: углерода-14 в этих фрагментах гораздо больше, чем в остальном полотне. По сути дела оказались правы, потому что края полотна наиболее пострадали от огня, копоти, воды, пыли.

Знакомьтесь, новый персонаж. Дмитрий Анатольевич Кузнецов, доктор биологических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, руководитель Московской лаборатории имени выдающегося математика и философа Евгения Седова. Докторскую писал по химии полимеров. О научном авторитете говорит и то, что он возглавлял несколько международных проектов, а в ряде западных университетов читал курс биополимерной химии текстиля. По мировоззрению — материалист.

Дмитрий Анатольевич тоже обратил внимание на отчеты об исследованиях Плащаницы. Он сразу заявил, как отмечает научный аналитик Михаил Дмитрук, что допущена ошибка: не учтен фактор “омоложения” ткани. На европейской конференции в Лондоне доктор Кузнецов вызвал бурю, рассказав о факторах омоложения текстиля, которые обнаружили, изучили в лаборатории имени Седова. Конференция еще обсуждала доклад русского ученого, а представители комиссии Папской Академии пригласили его для самостоятельных исследований Плащаницы, обеспечивая полную финансовую базу. Задача определялась так: провести комплексные эксперименты по изучению изменений изотопного состава ткани, когда она подвергается химическому, термическому воздействию.

Здесь следует напомнить, что в 1532 г. в монастырском храме городка Шанбери герцогства Савойского случился пожар.

Пламя бушевало около 6 часов, и монахи, пытаясь спасти Плащаницу, усиленно обливали водой раскалившуюся серебряную раку, в которой она хранилась. Летописцы подробно фиксировали все обстоятельства несчастья, описали состояние полотна, церковной утвари. Плащаница была обожжена расплавившимся серебром раки. Даже на фотографиях заметны ожоги, а от воды — серые разводы.

Московские ученые смоделировали процесс того исторического пожара, даже некоторые подробности давнего происшествия. А чтобы не было пристрастности в химических опытах, лабораторных экспериментах, руководил ими компьютер по программе, созданной русскими и французскими пожарными.

Затем обработали в термостатах различные образцы текстиля. Итальянцы предоставили образец, которому 2000 лет, Израиль прислал ткань из раскопок I века, быть может, подобным полотном был обернут Христос. Из Бухары прислали образец ткани IV века, это музей этнографии...

В сравнительных анализах использовался и современный образец. Вероятно, всем читателям будет интересно узнать: ученые в экспериментах исследовали кубанскую ткань, сотканную на нашем Краснодарском хлопчатобумажном комбинате. Это, как говорится, кубанский эпизод во всей этой эпопее.

“В те годы изделия нашего комбината шли нарасхват, особенно летом, когда наплыв отдыхающих, проезжающих. Мастерицы у нас славились! — вспоминает ткачиха Валентина Зорина. — Пряжу, сырье использовали только высшего качества, контроль за изделиями был строгий, соревновались между собой, соревнование называлось “Кубанское—значит отличное”. Я помню, приезжали ученые из Москвы, двое. Они из какого-то института, что ли, один специалист по текстилю, расспрашивал подробно, даже ходил смотреть, как сырье хранится, режим тепловой измерял. Наверное, надо. А второй обрезки тканей насобирал, потом, говорят, в нашей лаборатории изучал. Запомнила почему? Если бы комиссия это была, то начальство наше за ней по пятам бы суетилось. А эти вроде бы сами по себе, потому как из института, видать, башковитые, но не скажу, что старые. Потом они набрали образцов тканей, взяли еще белого полотна, вежливо попрощались. Я еще полюбопытствовала, мол, а чего набрали мало, ведь в жизни смена нужна, а из этого ничего толком не накроишь? Да и полотна можно про запас было взять, это совсем не то качество, что смоленского или ивановского производства... А старший уважительно так отвечает: “Нам, хозяюшка, кубанская ткань нужна для науки, для святого дела. Спасибо вам за помощь. В столице будете, заезжайте в гости, вот адрес, телефон”... Да, адрес-то девчата наши взяли, гово- рят, в Москве женихов найдем. Посмеялись. А ученых этих больше не видела, но начальство говорило, что большие люди в науке. А зачем понадобилась кубанская ткань? Ну, они же сказали: для святого дела! Теперь-то я знаю, что правду сказали. Знать, неспроста им указана была дорога в наш край. Узнать об этом столько лет спустя! Радостно, сами понимаете... труд наш честный, ткани наши от сердца, на совесть, с чистыми помыслами готовили. Светло на душе от такой хорошей вести...

Итак, наши ученые установили: в образцах древних тканей содержание углерода-13 и углерода-14 резко увеличилось в итоге восстановленных условий пожара. То есть изменение изотопного состава намного больше, чем в контрольной ткани. Научные журналы США, Франции, Англии, Италии, Бельгии как открытие уходящего XX века опубликовали итоги исследований русских ученых.

Но вернемся к заключению трех знаменитых лабораторий.

В чем же все-таки ошиблись прежние исследователи 1987— 1988 гг.? Скажем проще, без формул и статистики. Они считали, что накопление изотопов в целлюлозе прекратилось, когда из льна сделали ткань... А значит, с того времени и начался распад радиоактивного углерода, по содержанию которого и можно судить о возрасте текстиля. На самом деле Плащаница обогатилась этим изотопом во время пожара в церкви, а таких пожаров на протяжении веков — несколько, что и вызвало эффект ее “омоложения”, так что настоящий возраст намного больше, чем они подсчитывали.

В конце 1996 года все три ведущие лаборатории Швейцарии, США и Англии, приняв на вооружение метод датировки льняных тканей русского ученого, провели новые анализы и расчеты. Последовала сенсация. Компьютеры подтвердили: возраст Плащаницы 2000 лет.

Открытие русского ученого Кузнецова, его новый способ датировки, а также проверочные расчеты западных лабораторий переданы в Папскую Академию.

 

СВЕТОНОСНАЯ ТАЙНА ОБРАЗА

В канонических священных и апокрифических книгах мы не найдем описания внешнего облика Христа. И это понятно. Ведь важно было сохранить и передать поколениям прежде всего духовный облик Его, Его поступки, мысли, слова, свершения... Раннехристианские писатели, например, Климент Александрийский, Светоний Тертуллиан, передавали внешность на основе текстов Ветхого Завета. Не умаляя их изысканий, все же большинство ученых прошлого и настоящего признали эти описания надуманными.

Богословы, искусствоведы, аналитики считают, что самые приближенные к истинному два сохранившихся образа. Один — это образ Спаса Нерукотворного, который запечатлелся на полотне. Увлекательна история об этом чудесном полотне из славного городка Эдессы, процветавшего на грани эпох. Причем сразу заметим, что пути сквозь времена Эдесского убруса не раз пересекались с Туринской Плащаницей. Случалось, что в своих поисках реликвий, в поисках сведений об этих знаменитых полотнах исследователи смещали приметы, сбивались с верной дороги, ошибались. Примеров тому немало.

Известный священник РПЦ Александр Мень пишет в книге “Сын Человеческий”: “Согласно одной хронике, когда крестоносцы разграбили в 1204 г. Византию, реликвия (Эдесское полотно) “исчезла” из Константинополя. Уилсон (английский историк) в 1977 году установил, что в походе против византийцев участвовал французский рыцарь де Шарни. Деталь эта весьма существенна, так как в 1353 г. некий граф де Шарни (вероятно, потомок крестоносца) построил церковь, где поместил полотно, утверждая, что это подлинная Плащаница Господня. С этого времени судьба реликвии прослеживается непрерывно до наших дней...”

Заметьте: “это подлинная Плащаница”. Так ли это?

Вот что отмечает крестоносец Робер де Клари, французский участник штурма Константинополя в апреле 1204 года, в своих хрониках “Завоевание Константинополя”: “Полотно с нерукотворным Образом (Эдесское), хранилось в богатом золотом сосуде в Святой церкви”, а по “Книге Паломника” новгородца Добрыни Ядрейковича (впоследствии новгородский архиепископ Антоний), побывавшего здесь около 1200 года, он видел Его уже в церкви Богородицы Фаросской. Описание совпадает даже в деталях, в мелочах. Но для нас важно следующее. Французский крестоносец Робер свидетельствует на 66-й странице своих хроник: “...и среди прочих чудес был там еще один монастырь, который назывался именем святой Девы Марии Влахернской. В этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь. Этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик нашего Господа, и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят”.

Стало быть, французский крестоносец четко разделяет — что есть что: Эдесское полотно и Плащаницу!

А видел ли Плащаницу наш соотечественник? Да. Новгородец Добрыня прямо пишет в своей малоизвестной “Книге Паломника”, что видел “пелены Христовы”, но уже в соборе святой Софии. Судя по всему, Добрыня был образованным русичем, отменным знатоком живописи, реликвий, истории церкви, да и просто любознательным, мыслящим человеком. Суждения его веские.

Поэтому священник Мень говорит скорее об Эдесском убрусе “Спас на полотне”, но это совсем не Плащаница! Хотя он подразумевает тождественность этих двух реликвий на страницах своей книги. Непонятно, почему он не воспринял свидетельства серьезных очевидцев, или он не располагал академическими изданиями древних авторов? Или здесь что-то иное? Ведь если полистать хроники любознательного крестоносца Робера де Клари, то встретишь описание посмертного облика Иисуса Христа на Плащанице в Константинопольском соборе. Я в этом сам убедился, как говорится, без проблем. Но надо признать, что Мень оказался косвенно провидчески прав в своей ошибке. Многие современные исследователи пришли к выводу, сопоставляя Эдесский Нерукотворный образ и образ на Туринской Плащанице, что они портретно весьма похожи. История иконографии Иисуса Христа, полная трагедии и взлетов, началась еще в третьем веке и до сегодняшних дней догмы, каноны, всяческие запреты соседствуют с религиозным воображением, полетом фантазий и фанатизма...

Любопытный момент. Иные люди, довольно грамотные, уравнивают икону и картину. Происходит это несколько поспешно, ибо с годами сами стыдятся сказанного. Икона — это не земной посредник, а, как учит Православие, явление, стоящее на грани между небесным и земным. Тонко и мудро подмечено князем Трубецким: иконопись—умозрение в красках. Иконография Христа включает в себя важный момент — момент легендарной документалистики.

А она упорно напоминает через тысячелетия, и это стараются как-то не замечать, что первым иконописцем был... фарисей Никодим, дважды названный в Евангелии от Иоанна (3.2; 19,39). Такой факт отмечает евангелист: “...начал было изображать на полотне образ Христа, висящего на кресте, и когда изображение это не удавалось ему, тогда ангел взял кисть и написал верный лик Распятого”. Обратите внимание, как подмечено: взял кисть! Это же целая сцена предстает перед внутренним взором...

Но поскольку Никодим все же был фарисей, а это знак отрицательный для церковников, то звание первого иконописца получил евангелист Лука. В общем, по замечанию известного деятеля Иоанна Дамаскина: “Божественная служба — иконное воображение от святых начало прият”. Иоанн знал, что гово-рил, сам тоже умел держать кисть, ему знакомо вдохновение, он был, говорят, искусным художником по тем временам...

Сам он в своем “Слове о поклонении иконам святым” поместил “Легенду об убрусе Авгаря”, где прямо указывает, что родословие иконописи идет от Иисуса Христа, когда “Господь к божественному и животворному лицу своему убрус приложил, изобразив на нем подобие свое...” Это восточный вариант, а есть еще и католический, где действующий персонаж не царь, а некая Вероника, принцип же нерукотворного Образа не нарушается.

Внимательный из вас скажет: почему только Лик изображался на иконах? И вопрос этот, как говорится, интересный. Ведь в античном мире личность, как для нас это ни странно звучит, передавалось словом “тело”. Тело, его изображение были конкретным религиозным знаком. В античном мире был культ тела. И вот новое понятие, которому в известной мере дал начало нерукотворный Образ, Лик, стало своеобразным противовесом, вызовом многобожию Древнего Рима. Потом христианство похоронило языческую чувственную скульптуру, часть ее достижений приспособив для своих дальнейших церковных нужд. Ибо, как требовал Дионисий Ареопагит, “Изображение Божества должно быть вещественным светильником... невещественного озарения...”

Есть и другие предания. Так ветхозаветный Исайя пророчествовал: “Он взошел пред ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия, и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему”. Многие церковные авторитеты считали, что Христос был с виду невзрачен, что подтверждает сама логика божественного Домостроительства: снисхождение Божества до воплощения в человека, Бог, который по словам апостола: “Уничижил Себя Самого, принял образ раба”.

Впрочем, в Библии есть только один эпизод, описывающий Христа в Его запредельном облике — Преображение на горе Фавор. “И преобразился перед ними, и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет”. — 17 глава Евангелия от Матфея.

А все-таки, есть ли какие конкретные свидетельства о том, как выглядел великий Учитель?

Задавшись этим, казалось бы, безнадежным вопросом, я не без помощи всезнающих книголюбов, к своему изумлению, нашел даже несколько описаний внешности Спасителя в изложении древних христианских подвижников.

Писатель Иоанн Дамаскин: “...С середины широкого и довольно большого чела спускаются по обеим сторонам, направо и налево, темные и почти, можно сказать, черные волосы, которые, закрывая уши, соединяются с бородой. Борода же с другими волосами головы кажется разделенною на три части или ветви, из коих первая обращена немного кверху, левая также чуть заметно склоняется к правой стороне, средняя же состоит только из волос бороды и направлена немного влево. Брови черные, глаза живо блестящие... Нос прямой, немного длинный, но пропорциональный, усы едва покрывают верхнюю губу, но нижняя совершенно открыта, так что прекрасно очерченные уста видны беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет его, особенно на челе, на носу, между глаз и на середине щек. Видно, что этот образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство никак не может подражать. Ибо многие художники признались в этом, и особенно один из них, по имени Лука, имевший случай рассмотреть этот Образ как нельзя лучше, нередко утверждал, что нет никакой возможности нашими красками передать цвета святого образа хоть сколько-нибудь сходно с оригиналом, и поэтому, сколько ни упрашивали его снять копию с оного, ни за что не соглашался”. (Журнал “Русский паломник”, 1889 г. № 1).

А сейчас, пожалуй, я верну вас к книге “Сын Человеческий”, в которой дается фрагмент из трудов греческого историка Никифора Каллиста: “Ростом он был семи пальм по крайней мере (5 футов, 4 дюйма и 2 линии — это примерно 165 см). Его волосы походили на русые; они были не слишком густые, но несколько курчавые на оконечности. Его брови были черные, но не совсем круглые. Глаза походили на черные, были исполнены живости и имели невыразимую прелесть. Нос имел длинный. Борода русая и довольно короткая, но волосы на голове носил длинные. Он никогда не стригся... Он наклонял немного голову и от этого казался несколько ниже. Цвет лица — начала зрелости пшеницы. Лицо его было не кругло, не продолговато. Он много походил на свою мать, особенно нижнею частью лица... Он походил во всем на свою Божественную и непорочную матерь...”

Есть и еще одно свидетельство. Его сохранил сенатор Пулий Лентул, предшественник Понтия Пилата на должности римского правителя Иудеи. Лентулу же все это сообщила некая римлянка, вероятно, одна из приверженцев нового учения, в письме из Иерусалима. Письмо было опубликовано на латыни в творениях Ансельма Кентерберийского. Отношение к письму двоякое: ученые относятся с долей скептицизма, а иконописцы с почтением, а для нас это еще одна страница волнующей тайны...

“Он (Иисус) высокого роста, величественного вида, а на кого- он взглянет, то вдруг возбуждает к себе почтение, смешанное со страхом, он отменно строен, волосы его зрело-каштанового цвета, гладки до ушей, а от них до низу светлее и кудрями падают по плечам, а посреди головы разделяются на обе стороны по обычаю назореев. Лоб ровный и гладкий; лицо чистое, без всяких пятен и морщин, и украшено легким румянцем; нос и рот расположены очень правильно; борода такого же цвета, как и волосы на голове, несколько густая, но не длинная, раздвоенная посредине. Взгляд его кроток... глаза его небесного цвета, проницательные и живые.

Он строг в обличениях, ласков и кроток в увещеваниях, приятен и вместе с тем важен в поучениях. Почти никто не видел Его смеющимся, зато многие видят плачущим; руки Его очень приятны, говорит немного, но разговоры Его основательны.

Одним словом, редкой красотой своею Он превосходит всех сынов человеческих, и в Нем видна истина без всякой лести”. (“Христианские чтения”, 1874 г., т. 3, стр. 471).

Согласитесь, не обязательно быть религиозным человеком, чтобы, вчитываясь в строки этих свидетельств, посланий из двухтысячелетней дали, не почувствовать волнение, радость, потому что прикоснулся к великой загадке.

Следует подчеркнуть, что в своих исследованиях ученые, как правило, не шли от того, что это именно Плащаница Христа. Напротив, изучались все факторы полотна, изображения, чтобы установить их истинность научно, доказательно, как реальный исторический факт. Совпадений, безусловно, много с новозаветными сведениями о жизни великого Спасителя. И в приводимых свидетельствах о Христе многое совпадает с описанием человека, которого после страшного распятия на кресте завернули в полотно, сохранившее чудесным образом его облик и страдания.

Но! Безусловно, при изучении этой реликвии невозможно не проводить сравнений, аналогий, ибо они сами напрашиваются. Особенно когда речь идет о портретном сопоставлении образа Плащаницы с раннехристианской иконографией, а образцов ее сохранилось до нашего времени достаточно. Это фрески, живопись, эмаль, резьба, вышивки... Не буду вдаваться в подробности, только скажу, что зафиксировано учеными комиссиями 45 совпадений образа на Плащанице с изображением на иконе Спасителя, находящейся в древнейшем монастыре Св. Екатерины на горе Синай. Известно, что когда христианство стало официальной религией в Византии, других странах, то чеканились золотые монеты с изображением головы Христа. На этих монетах обнаружено 65 портретных совпадений с образом на Туринской Плащанице...

Совпадения есть, но есть и вопросы, на которые еще предстоит ответить...

Ну что ж, заметит верующий, быть может, это и так, но я надеюсь на лучшее... Торжествующий полёт, прежде всего!

НЕВЕРОЯТНОЕ ВЕРОЯТНО

Доктор биологических наук, руководитель Краснодарской лаборатории по генетическим проблемам Альберт Григорьевич Касьяненко: “Анализировались все факты. Применялся углеродный анализ. Анализ пятен делался, оказалось, это кровь человека. На меня это произвело большое впечатление, потому что это действительно первое материальное доказательство страданий Иисуса Христа.

Материальные следы — ткань сохранилась. Через несколько десятков столетий. Мы имеем свидетельства, что этот исторический факт имел место.

Религия и наука, как два крыла одной птицы, они поддерживают друг друга. Мы всегда в это верили, знали, что это так было, но чисто интуитивно, по легендам, которые передавались из поколения в поколение. И апостолы свидетельствовали в Библии. А здесь чисто научная попытка доказать, что был феномен, было такое явление мирового значения. И вот материальные следы. Ряд аргументов приводился за то, что Плащаница именно та, в которую было завернуто Тело Христа до вознесения Его на небо. Но здесь еще предстоят исследования. О ткани. Технология изготовления ткани, конечно, совершенно разная в те времена и сейчас. То, что сохранилась, ничего удивительного. Это от условий хранения. Если в песчаной пещере, где сухо. Тайники там были именно такие. К тому же льняные и хлопковые волокна имеют восковидный налет. Это важный момент, а ткань могла быть еще и обработана. Предполагается, что “мыльной травой” простирана, она, как подтверждают специалисты, обладает хорошими противомикробными свойствами.

Вот Мохенджо-Даро, поселение на территории древней Индии, когда раскопали, то и там нашли остатки хлопчатобумажной ткани. Ткань может сохраняться. И все же эти исследования Плащаницы, работа русского ученого Дмитрия Кузнецова восхищает. Как восхищает само чудо — Плащаница. Но работы для ученых здесь еще много”.

Доктор химических наук, заведующий кафедрой аналитической химии Кубанского госуниверситета Виктор Терентьевич Панюшкин: “Если исходить из данных, которые опубликованы у нас и за рубежом, то можно утверждать, что наиболее вероятна точка зрения, которую изложил доктор Д. Кузнецов, если эти опыты проведены строго. Можно считать, что это действительно чудо, как это описано. Феномен есть.

Такая сторона проблемы, возраст Плащаницы, решаема, она мне представляется чрезвычайно интересной. И здесь результат достигнут.

Что касается второй части проблемы — это само изображение. Я думаю, будущие исследования физиков и химиков смогут ответить: как это возможно такое изображение? Факты — упрямая вещь. Научные данные тем более, я рассматриваю их как истину в последней инстанции.

И что любопытно на самом деле, так это совпадение изображения на Плащанице с изображением на монете. Оно не случайно? Но был ли это Христос? Может быть, это другое мифическое или реальное лицо? Наука развивается. Может быть, и это расшифруют через некоторое время.

Если первая проблема — возраст полотна — физико-химически достаточно объективно оценена, то вторую проблему — как достигнуто изображение — тоже могут решить ученые. Ну а с третьей — кто изображен — это историки пусть разбираются, кто там изображен...

В отношении Плащаницы в целом я считаю, что это может быть объективная реальность. Вот такое мое мнение. Я отношусь к таким исследованиям с большим интересом. Потому что из этого можно извлечь реальную пользу. Считаю, что такую информацию надо исследовать, изучать, потому что всякое человеческое знание — оно промежуточно. Я тридцать лет в науке, чем больше ею занимаюсь, тем больше чувствую, как мало знаю...

Потому, когда вот такое встречаем, то надо этому радоваться, исследовать дальше. И, конечно, исследования моего московского коллеги, при условии чистоты эксперимента, постановки опыта, дали феноменальный результат. Но это еще не все решение, я думаю, ученые продолжат работу... Это увлекательно и необходимо, надо установить истину”.

Протоиерей Александр Чесноков, настоятель СвятоВознесенского храма в Краснодаре: “Скажу сразу, что у верующих людей никогда не было сомнений в том, что Плащаница — исторический подлинник.

Когда в 1898 году фотограф-археолог Секундо Пиа сделал свои снимки и обнаружил изображение чудесное на пластинке, было много споров, пытались все рациональным путем распознать и объяснить. Например, о Библии было тоже очень много споров, но сейчас все положения ее, события все археологически, научно полностью доказаны. И очень хорошо, что ученые наши занялись изучением Плащаницы и, в частности, русский ученый Дмитрий Кузнецов провел успешные опыты и эксперименты, доказав, что возраст этой Плащаницы 2000 лет.

Изображение отпечаталось на Плащанице, когда Христос вознесся, не повредив ткани, так же, как он мог являться апостолам, проходя через двери затворенные.

Потому и ткань цела осталась. И несет Плащаница чудодейственную силу по сей день...”

Когда встречаются такие явления, то они несут в себе не только интерес, но и, возможно, зерно будущих открытий, способных перевернуть наши представления о жизни, о Вселенной...

Согласитесь, разговор, например, о Плащанице тоже ведь затрагивает массу проблем, в том числе и вечных философских: кто я, что я, ...зачем я пришел сюда, кем я был и кем я стану в будущем? Это должно волновать нас, всех людей и каждого человека. Ведь каждый осмысливает себя, свое существование. Ученые это сделали своей профессией. Когда человек перестанет этим заниматься, то и цивилизация исчезнет. Человеческая мысль была и будет работать всегда, и подвижки будут только вперед, несмотря на то, что на пути много вопросов...

Если на один из вопросов — когда изготовлено полотно — русские ученые дали ответ, применив новейшие методы, технологию, сделав научные открытия, то на другие не менее сложные вопросы наука еще достоверно не ответила.

Например, как получилось изображение на полотне? Версий, гипотез, даже очень хорошо обоснованных, немало. Но, признать надо, что загадка свои крепостные ворота не открыла. Впрочем, не будем категоричны. Открытия еще впереди, они ждут дерзающих. Ученые сходятся во мнении: если эта тайна будет разгадана, то произойдет переворот в фундаментальной, прикладной науке, в цивилизации землян.

Другая деликатная проблема: идентификация портрета на Плащанице, установление личности. Для большинства ученых этот процесс завершенный. Они приходят к выводу — это посмертная Плащаница Иисуса Христа. Надо заметить, что это утверждают даже такие исследователи-атеисты, как знаменитые патологоанатомы французской Академии наук Ив Деланж, Поль Барбье или известный своим атеизмом профессор Сорбонского университета Овелаг, который, говорят, после долгого изучения Плащаницы изумленно воскликнул: “Друг мой, Он действительно воскрес!..” Уж не говорю о радости верующих людей... Здесь все ясно как в солнечный день!

Но это я совсем не к тому, чтобы навязать, принять какую- то одну и3 версии. Переубедить кого-то. Нет! С уверенностью не берусь сказать: какие из сегодняшних гипотез, предположений соответствуют истине, приближаются к ней, насколько вероятность допустимых суждений достоверна, правдоподобна. Не ошибается тот, кто с благопристойным видом молчит.

Но в любом случае, анализируя факты, научные сообщения, материалы дискуссий, можно смело признать, что поиски идут по вектору надежд, дерзаний и открытий. Открытий уходящего века, чтобы утвердиться духом, вступая в XXI век...

Здесь есть над чем поразмышлять каждому, попутешествовать во времени и в пространстве, в истории и в кибернетике, поразмышлять, чтобы обрести истину самостоятельно.

А поэтому в дополнение к сказанному еще два сообщения, распространенные всеми информационными агентствами страны.

Апрель, 1997 год. В Туринском соборе Святого Иоанна Крестителя с пятницы на субботу произошел сильнейший пожар. Он возник в то время, когда там велись ремонтные работы, а вся система противопожарной безопасности была отключена. Пламя охватило алтарную часть собора, где находилась Плащаница Иисуса Христа. Она хранилась там под пуленепробиваемым стеклом в футляре из мрамора и хрусталя. Один из пожарных отважно пробился сквозь бушующее пламя к святыне. Задыхаясь от дыма и гари, он сумел мощными ударами молота разбить бронированное стекло, а затем сквозь огонь вынести тяжелый футляр с реликвией христианства. Архиепископ Турина Джованни Сальдарини назвал это спасение чудом и распорядился, чтобы Плащаницу отныне хранили в специальном сейфе-тайнике.

Август, 1997 год. В Москву из Турина авиарейсом доставлена копия величайшей христианской святыни—погребальной пелены Иисуса Христа. Это одна из пяти фотокопий Туринской Плащаницы, сделанных с благословения римского папы специально знаменитыми портретистами по просьбе религиозных организаций мира. В Москве фотокопия святыни торжественно встречена представителями Русской Православной Церкви и передана Сретенскому монастырю. Она помещена в главном соборе монастыря, куда открыт доступ для всех верующих, к которыми обращены слова: “Чудо Плащаницы не что иное, как чудо любви Бога к тебе”.

 

 

 

-

Hosted by uCoz