Евгений Карманов - выдающийся кубанский публицист, лауреат Всесоюзного конкурса очеркистов. Читателю предлагается один из его историко-публицистических материалов, вошедших в книгу "Тмутараканский солнцеворот" - сборник эксклюзивных материалов - начиная с древней дохристианской истории Кубани, вплоть до неразгаданной тайны уничтожения американского U-2.

 

СТРАСТИ ПО ПЛАЩАНИЦЕ

ХРОНИКА ИЗ ЖИЗНИ ЧУДА

Жизненные ситуации бывают непредсказуемы... Замечали, как иное событие нашей жизни давно уже, казалось бы, спрятавшееся в прошлом или загнанное туда нашим самомнением, равнодушием, вдруг выныривает из небытия? Оно стремительно возвращается, обретя удивительно мощные крылья новизны, хотим того мы или нет... Тогда остро ощущаешь всю жесткую закономерность его возникновения, его неотвратимую мудрость...

Для этих событий время и пространство — категории совсем другого измерения, чем для нас, в них есть нечто сокровенное, выявляющее сущность бытия нашего...

1898 год. Почти век назад на Парижской международной выставке религиозного искусства, а мир тогда переживал кризис веры, произошло то, что всколыхнуло людские умы, умеряя их учёную гордыню.

Выставка действительно была уникальным явлением даже для Парижа, избалованного и пресыщенного разнообразными художественными салонами, вернисажами, театральными премьерами... Кстати, это был период, когда Франция увлекалась всем русским. В павильоне, где демонстрировались древнерусские иконы, утварь, расшитые жемчугом покрова, толпилось немало посетителей... А недалеко, под высокой аркой, повесили большое полотно с едва различимыми очертаниями, коричневыми пятнами, издали как бы напоминающими размытую фигуру человека. Полотно это размером 4,3x1,1 метра доставили из северо-итальянского собора Иоанна Крестителя г. Турина. В тексте пояснения говорилось, что это полотно—древнее, еле сохранившееся произведение христианских мастеров. Согласно изустному и письменному преданиям, это Плащаница Иисуса Христа.

В конце мая, перед самым закрытием выставки, большой любитель древности по имени Секондо Пиа, человек увлечённый и начитанный, сфотографировал загадочное полотно. Фотоаппараты по тем временам были громоздкие, фотографировать такой объект было сложно, поэтому первый снимок не получился, но когда фотограф опустил в проявитель другой негатив, размером 60x50 см, то изумился: на черном фоне позитив портрета был неописуемой неземной красоты и благородства! “Иисус Христос?” — воскликнул фотограф, разглядывая чудесный негатив, на котором тёмные линии, пятна были там, где обычно должны быть светлые. Сам факт негативного изображения, а изображение на полотне было именно таким, был выше понимания. Ведь Секондо Пиа знал, что возраст Плащаницы, этого сказочного негатива, столетия! А со дня открытия фотографии прошло всего 69 лет!

Вы, вероятно, спросите, а почему начали с 1898 года, ведь Плащаница известна была и гораздо раньше? Правильно. В журнале Московской Патриархии известный христианский писатель, протоиерей РПЦ, доктор геолого-минералогических наук Глеб Коляда мудро говорил об этом парижском событии, подчеркивая, что человечество в конце XIX века отходило от веры, вульгарный материализм брал верх, обещал всё просчитать до сантиметра, всё в мирозданье перемерить до грамма, а мировоззрением становилась наука. Наука, как известно, всё разумом берёт. Таким образом, можно утверждать, что новое открытие Плащаницы фотографом является чудом, отвечающим духовным потребностям времени. И фотограф Секондо Пиа да и все христиане восприняли явление Плащаницы именно как чудо, как знамение перед началом XX века...

Помните, согласно библейским свидетельствам Иисус Христос, снятый с голгофского креста, был погребен... “Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он пришел к Пилату, просил Тело Иисусово. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И, взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою Плащаницею...”, — говорится в Евангелии от Матфея. Различные хроники утверждают, что Плащаница пережила немало приключений... Одно время она хранилась у святого апостола Петра, об этом свидетельствовала святая Нина. Сестра византийского императора Феодосия Второго святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя.

640 год. Арнульф, епископ Галльский, совершив паломничество, называет Плащаницу в своей рукописи и сообщает её точные размеры, приметы.

XI век. Император Византии Алексей Комнин пишет: “Среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у меня находятся Похоронные полотна, найденные в Гробу после Воскресения”.

В “Каталоге Царьградских Реликвий” исландца Николая Сомундарсена за 1137 г. говорится об “окровавленной Плащанице Христовой”.

1171 год. Епископ Вильгельм Тирский: “Император Ману-ил Комнин показывал мне и королю Иерусалимскому Аморину Первому Святую Плащаницу Христову в базилике Буклеона в Константинополе”.

1201 год. Николай Мазорит самоотверженно спас Плащаницу от пожара во время беспорядков в столице. “Похоронные Ризы Господни — они из полотна, ещё благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти”. Причем Мазорита поразило, что Христос на Плащанице совершенно нагой!

1204 год. Плащаница похищена крестоносцами из Иерусалима, хранилась в тайниках монастыря-крепости рыцарей ордена тамплиеров.

В1312 году рыцарский орден подвергся преследованиям со стороны Ватикана. Папа Климент Пятый разогнал тамплиеров, их частично перебили, частично сожгли на кострах, но дознаться, где находится Плащаница, не смогли, тамплиеры умели хранить тайны. Теперь известно, что Плащаница была передана крестоносцу-французу графу де Шарни в 1353 году, родственнику одного из погибших руководителей ордена. А через несколько лет была выставлена в церкви для обозрения, и началось паломничество верующих со всех земель.

С 1578 года и по сей день эта христианская реликвия хранится в итальянском кафедральном соборе Сан Джиованни Батиста города Турина, отсюда и название — Туринская Плащаница. Это в основе своей льняное полотно почитается как одно из материальных свидетельств земной жизни Христа, благодаря, пока что необъяснимому — на Плащанице отпечаток тела со следами распятия, истязаний, точно совпадающими с библейскими описаниями страданий Христа, что, по мнению верующих, говорит о том, что это Иисус из Назарета.

Добавляют при этом, что Туринская Плащаница имеет отпечатки — лицевой и затылочный. Эти проекции почти соприкасаются. На ткани четко видны бурые пятна, соответствующие евангельским повествованиям о ранах Иисуса, оставленных терновым венцом, плетью, гвоздями и копьём.

Даже при этой неполной, но достоверной хронике есть то, что в эту историю вносит загадки, недомолвки, а порой и странные совпадения, которые нельзя миновать, если уж мы выбрали эту зыбкую тропинку разысканий среди фактов, нагромождений, намерений и свершений, бунтов и войн, землетрясений и пожаров.

 

...И ПРИШЁЛ ВЕСТНИК

В годы студенческой молодости, когда нас учили, что церковь доживает свои дни, мы старались повидать развалины монастырей, увидеть, как нас уверяли, последние действующие “очаги мракобесия”, побывать на выставках древнерусского искусства, тогда его называли религиозным искусством. Конечно, увлекала необычность происходящего.

В Историческом музее Москвы, а затем в Ленинградском Русском музее, где особенно были богаты запасники иконами старинного письма, о чём отлично написал обнаруживший их там писатель В.. А. Солоухин, я увидел реставрированные одну греческую, другую русскую иконы, а затем и греческий манускрипт с миниатюрами. Их объединял загадочный сюжет: некий темноликий царь Абгар некоего города Эдессы посылает делегацию в Иерусалим к Иисусу Христу. И вёе это описано последовательно, с подробностями, вплоть до вручения посланцами образа Христа, судя по всему, на полотне, и полуразвернутых грамот с письменами, как это принято изображать у иконописцев. Далее темноликий царь обретает светлый вид, светлеют одежды, лицо... Экскурсоводы поясняли тихо, что это сказочный сюжет, но было неясно одно: как же так? На иконе, в священном манускрипте — и вдруг выдумка? Ведь религия — мировоззрение строгое. Если что, сразу к покаянию призовут. Из-за неправильно переведенного, истолкованного слова в священном писании—конфликты, даже войны возникали... Тому примеров не счесть. Известна же трагедия старообрядчества...

Ну да ладно. Недоразумение сие рассеяло время... Всё возвращается на круги своя...

Однажды мне довелось быть в Армении в страшную, холодную и голодную зиму 92-го года, а именно в национальном музее-хранилище древнейших рукописей Матедаране, затем в церковном центре Эчмиадзине. Тогда ереванский академик Ким Бакши работал над изучением рукописи автора V века Мовсеса Хоренаци “История Армении”, рукописи примечательной во всех отношениях, как утверждает журнал “НИР” Вот что рассказал академик:

“...Абгар, царь пограничной между Персией и Римом Осро-эны (Эдессы) послал миссию к римскому наместнику в Палестине Марину с заверениями в своей преданности. Обратный путь проходил через Иерусалим. По возвращении личный секретарь Абгара Лиан прочёл царю свои путевые записи и, в частности, о чудесах, творимых Иисусом Христом. А царь был жестоко болен. Его прозвище Ухама, т, е. Чёрный, вероятно, связано с болезнью. Вот он и решил обратиться к Иисусу. Он написал письмо с приглашением прибыть в Эдессу и с просьбой излечить его. Алан отправился опять в Иерусалим и встретился с Иисусом Христом. Историк V века Хоренаци описывает, где и как проходила встреча, кто присутствовал при этом. И самое главное — приводит тексты царского письма и ответа Иисуса Христа...”

Вот уникальная, известная только ученым и богословам, переписка, которую читаешь и глазам не веришь, будто прикасаешься к тайному тайных самого времени...

Перевод этой переписки я нашел позже, на страницах “Науки и религии”. Вот что писал царь Эдессы Абгар Великий: “Абгар, сын Аршанка, правитель страны, Иисусу Спасителю и Благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлёт) привет. Прослышал я о Тебе и о врачевании, творимом руками Твоими без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, Ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокажённых, изгоняешь нечистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми болезнями. Когда я услышал всё это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо Ты Бог, сошедший с Небес, и совершаешь это, либо же Ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слышал я также, что иудеи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих”.

Далее историк Хоренаци уточняет уверенно, со знанием неведомых нам документов...

“Посланцы, отвезшие письмо, встретили Иисуса Христа в Иерусалиме. ...Но Сам Спаситель не согласился в то время прийти на призыв Абгара, а удостоил его письмом в таком роде”.

Ответ на послание царя Абгара написан апостолом Фомой по приказанию Спасителя. Вот эти легендарные строки: “Блажен, кто верует в Меня, не видавши Меня. Ибо написано обо Мне: видящие Меня не уверуют в Меня, не видящие — уверуют и будут жить. А о том, что ты Мне писал, — прийти к тебе, то должно Мне свершить здесь всё, для чего я послан. И когда Я свершу это, Я вознесусь к тому, Кто Меня послал. Когда же вознесусь—пришлю одного из здешних Моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным Твоим”.

Удивительно, не правда ли? Но насколько можно верить издателям? Для этого вернемся к рукописи древнего историка.

“Это послание принес царский секретарь Анан, вестник Абгара, вместе с изображением Лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне, — поясняет Хоренаци. — Портрет этот с ответом по-прежнему находится в Эдессе”. (То есть 400 лет спустя после этих событий). Замечу, что Эдесса ныне приграничный городок Туфа в Турции.

Далее в рукописи говорится, что потом после Вознесения Иисуса Христа к Абгару прибыл апостол Фаддей и излечил царя. Паломники рассказывают, что в древнейшем монастыре св. Екатерины на горе Синай есть икона. На ней изображен апостол Фаддей и излеченный царь Абгар, в руках у которого тканевое полотно с образом Христа. Иконы более позднего письма с этим сюжетом мне довелось видеть в Историческом музее, Русском музее, в Новгороде и Смоленске...

Автор “Истории Армении” ссылается на сирийского историка I века Либубна, сына писца Апшадара, “который описал все деяния (совершенные) в дни Абгара и Санатрука и поместил (запись) в архив Эдессы... Мы сами воочию видели этот архив...” А за сто лет до Хоренаци христианский историк Евсевий Памфил Кессарийский сообщает, что ему эта переписка была прислана из царских архивов Эдессы — столицы Абгара.

Современные исследователи откровенно сомневались в достоверности сведений армянского древнего автора, но когда нашли в Британском музее манускрипты историка I века Ли-бубны, а затем первого историка церкви Евсевия Памфила, то все подозрения отпали. Кстати, потом в России, в Императорской библиотеке был обнаружен такой же древний сирийский текст того же автора с изложением этого факта из жизни царя Абгара.

С V века идут упоминания об Эдесском портрете, как о нерукотворном потрете Христа. Объяснялось, что Христос отер свое лицо о ткань и на ней отпечатался Его Лик. У этого Образа своя история. Эдесский нерукотворный образ Христа послужил веским аргументом “за” в жарком споре о том, можно ли изображать Христа, Богоматерь и апостолов. Конечно, он почитается и Русской Православной Церковью. Ежегодно 16 (29) августа отмечается праздник, который в народе называют “Третий Спас” или “Спас на полотне”, а официально именуется так: “День перенесения нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь...”

КОМПЬЮТЕР ПОДТВЕРЖДАЕТ НЕРУКОТВОРНОСТЬ

В древней Мозарабской литургии, восходящей по преданию к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: “Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес”.

Плащаница подвергалась интенсивному изучению. Занимались этим искусствоведы, историки, судебно-медицинские эксперты, нумизматы, физики, химики... Спорили о многих факторах, особенностях на международных синдологических конгрессах (синдон — плащаница). Но только в одном все дружно соглашаются: изображение на Туринской Плащанице нерукотворно и времени не подвластно. Самая трудная загадка: как же появилось изображение?

Загадка, относящаяся в равной степени и к Эдесскому образу на полотне, называемому нерукотворым. Примечательно, что в борьбе идей, в споре догм, особенно иконоборцы в пылу полемики кричали, что это портреты, созданные гением великих Леонарда да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рафаэля де Сантиса. Но это были эмоции, а не факты. Кто знаком с творчеством этих гениев, знает, что они делали копии Плащаницы, но именно копии, восхищаясь этим явлением, фактурой изображения, тайной его... Да и не восхищаться не могли, потому что ореол чуда действует безотказно. Существенное замечание: великие художники были, прежде всего, христиане, которые не стали бы изображать Христа обнаженным... Если внять уверениям скептиков, что это изображение XIV века, то по технологии изготовления, другим факторам такую ткань в средневековье не смогли бы сделать для этой цели. Это достоверно проверено и не раз.

Если все же утверждать, что портрет Плащаницы XIV века, то возникает ошеломляющая ситуация: перед нами на фотографиях анатомически точный облик человека. Что же это за технология живописи, графики, которая по сей день еще не встречалась, кто этот неземной неизвестный мастер? Да и можно ли надежно эту версию проверить?

Как известно, детективных историй с подделками произведений искусства хватает и в наше время. Криминалисты, учёные умеют применять компьютерную технику в этой бесконечной борьбе с фальшивками в мире искусства. Компьютер способен изменять плоское изображение в объемное, то есть оно превращается в трехмерное. А если живописная картина? В этом случае компьютер дает то изображение, которое задумал, отобразил на холсте автор. Ведь художник субъективно воспринимает окружающий мир. А компьютер — нет. Он с научным цинизмом демонстрирует во всех подробностях, как художник исказил модель, натурщика.

Исходя из этого, ученые сформировали задачу для электронного “мыслителя”. Собрали самые лучшие снимки Плащаницы, и компьютер перевел их в трехмерные, объемные изображения. Причем выглядело это удивительно впечатляюще. Все присутствовавшие увидели объемную скульптуру лежащего человека, завернутую в ткань с легкими складками. Фигура соответствовала всем параметрам. Специалисты подчеркнули, что программа компьютеру была задана конкретная, он бы сразу выявил ошибки, если бы образ на Плащанице был нарисован человеком.

Но если это дело рук человеческих, то следует вспомнить такие факты из жизни Плащаницы. В разных городах показывались поддельные Плащаницы, но только эта народным сознанием воспринималась как подлинная. Она горела и чудом сохранилась. Мало того, история зафиксировала и такой факт. В 1508 году Плащаницу в один из религиозных праздников вынесли из Туринского храма на поклонение верующим. Для того, чтобы подтвердить истинность реликвии, её публично варили в масле, потом стирали, мыли, мяли в течение полудня. А затем все, кто сомневался и не сомневался, могли убедиться, что изображение нисколько не изменилось. Плащаница подвергалась жестоким испытаниям военных конфликтов, религиозных брожений, стихийных бедствий. От глупости человеческой тоже натерпелась немало. На знаменитом полотне остались следы от пожаров 1201, 1349, 1532, 1934 годов и даже следы от капель расплавленного церковного серебра.

Однако по-прежнему на светло-желтоватом фоне коричневатые тона образуют очертания фигуры и лица с бородой, длинными волосами, что хорошо видно на фотографиях. И хотя заметны пятна от воды, ожоговые пятна, небольшие повреждения, всё же изображение сохранилось графически чистым...

Представьте, Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Под его тяжестью Он, как известно, падал, разбил колено, тяжелая балка креста нанесла ушибы на спине и ногах. Эксперты всё определили, нашли на ткани. Они установили, что меньше чем через 40 часов после казни посмертный процесс прекратился. Если бы не так, то пятна крови, лимфы к 40-му часу соприкосновения просто бы расплылись. Они же четко просматриваются, что подтверждает сообщение евангелистов: Христос воскрес через 36 часов, он вышел из Плащаницы, не повредив, так же как после Воскресения проходил сквозь стены.

Физик Картер, утверждал, что это возможно. В пользу этого и тот фактор, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях. Ведь радиоактивность была открыта Беккерелем благодаря следам на незасвеченной фотопластинке.

Физик утверждал, что изображение произошло от радиоактивного облучения телом. Он провел эксперименты и получил подтверждение: действительно, Воскресение Христа сопровождалось какими-то ядерными реакциями.

Согласитесь, в науке не бывает абсолютных истин.

Но, всматриваясь с помощью электронной оптики, лазера, другие учёные заметили: а не могло ли действительно изображение образоваться от обугливания волокна при сильном излучении человеческого тела? Выяснили: там, где след от пожара, волокна обгорели со всех сторон. А где прорисовка фигуры, там односторонний поверхностный как бы ожог. Высказывались гипотезы об ультрафиолетовом излучении, последовали предположения, что изображение получилось от испарений аммиака с человеческого тела, но все они отпали.

Любопытны и такие особенности изображения, которые вызвали интерес, споры учёных. Речь идет о, казалось бы, неестественных пропорциях, например, рук. Пальцы удлинённые, а сами руки немного как бы чуть короче обычных, пропорции их изменены, что заметно по фотографиям. В чём дело? Были исследованы тысячи художественных, фотографических портретов — ничего подобного не встречено. Почему такая несоразмерность на этом изображении, хотя все параметры, вся анатомия человека говорят о том, что этого не должно быть?

Ряд исследователей, в том числе российские Жуковская, Арутюнов, Михайлов, высказывались, что изображение возникло не контактным способом. Группа исследователей, руководимая доктором физики, специалистом по лазерной оптике из Академии ВВС США Джоном Джексоном, после долгого изучения пришла к выводу: загадочная фигура на Плащанице — это не отпечаток, это проекция тела на плоскую поверхность. Тогда что способствовало этому? Это воздействие частиц, двигавшихся целенаправленно и перпендикулярно земной поверхности. Примечательно, что в современной науке такой процесс можно осуществить! Он известен как метод вертикального сканирования, метод, известный второкурсникам физмата. Допустим. А какие же физические поля перпендикулярны к поверхности Земли, или, скажем так, имеют вертикальное направление? Ученые дают ответ: гравитация!

Группа Джексона утверждает, что проекция тела образовалась в том случае, если тело проходило сквозь полотно, не повредив его, но оставив следы. Значит, если соблюдается всё тот же принцип вертикальности прохождения через полотно, допустимая гипотеза делает понятной ту часть изображения, где большой палец руки просвечивает сквозь ладонь, вроде бы проникает через нее. Получается, сначала через ткань прошла ладонь, а затем палец... Значит, этот момент и запечатлен на полотне.

Фантастика! Но чтобы тело прошло, оно должно стать сгустком элементарных частиц, а среди них должны быть фотоны с энергией ультрафиолетовой части спектра. Вот из-за них и произошло поверхностное обугливание по всему изображению на Плащанице. А фотон — это частичка света. Вспомните священные книги, предания, что после воскрешения Иисус Христос вознесся над землей, и евангелисты видели его сияющую фигуру.

Профессор сравнительной анатомии Сорбонского университета Деляж определил, что лицо и тело до мельчайших частиц анатомически точны, учёный обнаружил характерные черты посмертного окоченения, подтеков крови, характерных именно для распятого человека. Кстати, соскобы в местах предполагаемых подтеков показали при лабораторных анализах, что это кровь, а не краска. Патологоанатомы сделали вывод — это отпечаток реального тела.

Специалисты обратили внимание: гвозди, пронзающие руки, проходят через запястья. А ведь почти на всех полотнах, иконах средневековья гвоздями пробиты ладони.

Совсем недавно археологи внесли поправку. Близ Иерусалима найдено редчайшее захоронение I века. Некий Иоханн был казнен через распятие и палачи вбили ему гвозди не в ладони, как это на иконах, а в запястья. Так что на Плащанице всё верно.

А след от гвоздя на Плащанице по конфигурации совпадает с тем, что хранится в церкви Святого Креста в Риме и по преданию был использован при распятии Христа.

И ещё. Когда вели микрофотографирование в поляризованном свете и компьютерном сканировании изображения по плоскому отпечатку, то был восстановлен объемный портрет, выявивший мельчайшие детали: припухлости, родинка, царапины на лице, косичка на затылке. Были обнаружены отпечатки монет на глазах — палестинский обычай тех лет. С них сделали снимки, позволяющие прочесть надписи на монетах. Эти палестинские монеты чеканились в 30-х годах нового летосчисления, а одна из них по названию “Лепта Пилата” имела надпись “Император Тиберий” и содержала ошибку в написании слова “император”. До публикации этих фотографий нумизматы не знали о существовании такой монеты с ошибкой (а в этом для них уникальность монеты), но после было обнаружено пять таких монет в различных музейных хранилищах мира. Кстати, это подтвердили и наши известные ученые Олег Арутюнов и Нина Жуковская, датировавшие монеты 30-м годом, а сейчас Папская Академия уточнила — 26-й год новой эры.

 

СЛАВЯНСКИЙ ФАКТОР

Плащаница, по мнению протоиерея РПЦ, доктора минералогических наук Глеба Коляды, авторитетного в богословских и светских научных кругах, по способу прядения, фактуре ткачества относится к античной эпохе. В самостоятельных академических исследованиях он установил, что ткань ближневосточного происхождения, это льняное полотно, тканное зигзагом три на один. Такие ткани изготавливались в Сирии ещё до новой эры, назывались “дамаск”, а по цене были доступны немногим. Известно, что не каждый мог купить её, и то, что Иосиф обернул ею тело Христа, свидетельствует о состоятельности Иосифа. Помните, о нём сказано в Евангелии: “богатый человек из Аримафеи”. (МФ. 27.57.). Для приближения к истине надо знать, когда же соткано полотно, действительно ли оно из этого географического региона — Палестины, Ближнего Востока, Египта?

Определение археологического возраста — процедура довольно сложная, как рассказывал мне кубанский археолог И. Марченко. Есть даже такое направление в науке — археологическая химия. Если расследуется датировка древнего текстиля, то возможности, набор средств ограничены. Основной из них — радиоуглеродный метод. Плащаница — это лен с хлопком и, значит, богата углеродом. Заглянем в школьный учебник химии. Углерод состоит из трех изотопов с азотным весом 12, 13,14. Самый тяжелый изотоп углерод-14, он радиоактивен и может естественно распадаться, что происходит с постоянной скоростью, на которую ничто не влияет. Для датировки надо установить, сколько в ткани углерода-13 и углерода-14, а таблицы подскажут возраст по количеству имеющегося углерода. Вроде бы всё просто и ясно. Но здесь таится тот самый джинн, которого называют непредсказуемостью объекта изучения.

1987 год. Девять всемирно известных лабораторий по радиоуглеродному датированию предлагали свои услуги в исследовании Плащаницы. Римская Папская Академия наук Ватикана по каким-то, только ей известным соображениям, отобрала три, отвечающие всем требованиям Международной комиссии по изучению Туринской Плащаницы.

В торжественной обстановке, после молебнов, был вырезан из Плащаницы квадрат 4x4 см и разделен на 4 части. Одну частичку сделали контрольной, оставили в Папской Академии Ватикана, остальные распределили между лабораториями Швейцарии, США и Англии. Причём предусм