Нерон

“Антихрист”, которого не было

 

“Меня увлекает поэзия, но я не

могу предаться ей, зная судьбу Нерона”.

(Император Наполеон I Бонапарт)

 

Христианский фактор

Античные историки и писатели донесли до нас многочисленные сведения о кошмарных злодеяниях и полном моральном падении таких римских императоров, как Август, Тиберий, Калигула. Их жестокость и разврат, казалось, не знали меры. Любимым развлечением Августа Октавиана была игра в “стрелу Судьбы”, когда Император и несколько сенаторов, прямо с крыши храма стреляли из луков в многотысячную толпу. Тиберий “во избежание потерь римской армии”, вместо того, чтобы штурмовать селение галлов или германцев (даже если поселение готово было капитулировать, сдавшись на милость победителей, оставив столь нужные римской армии зерно и скот), перегораживал маленькой плотиной местную речку, пусть даже ручей (а поселения всегда строились недалеко от источника питьевой воды), дожидался момента, когда вода затопит селение хоть по щиколотку, и выливал в реку “каменное масло” (нефть), затем поджигая. Нефтяная плёнка мгновенно расползалась по воде и так же мгновенно вспыхивала, – причём потушить её было невозможно. Воины, женщины, дети, старики заживо сгорали в огненных реках Тиберия, преподносившего этот приём, как гениальный способ осадного искусства. У Калигулы была своя любимая игра, напоминающая футбол. Только, в отличие от футбола современного, голы забивались не в ворота, а в ямы, а вместо мячей, использовали головы опальных аристократов. К слову, за каждый год царствования Тиберия, казнили через распятие столько же людей, сколько за весь двенадцатилетний период правления Нерона. И это далеко не полный перечень примеров той бессмысленной и беспощадной жестокости, которая была присуща трём первым Императорам Рима.

Однако, в произведениях 19-20 веков, пожалуй, только Калигула показан таким, каким он был на самом деле. А Императоры Нерон и Веспасиан, в особенности, Нерон, правление которых отнюдь не отличалось особыми зверствами, представляются монстрами, перед которыми бледнеет даже полоумная жестокость Калигулы.

Дело в том, что большинство писателей, ориентировалось более на Библию, чем на историю. Да и сама история, под влиянием Христианства на западе и Ислама на Востоке, была искажена настолько, что историкам и археологам конца ХХ века пришлось переписывать её практически с нуля!

В этом свете и следует рассматривать тенденциозность традиционных взглядов на Веспасиана и, в особенности, Нерона.

Август Октавиан умер до Рождества Христова, посему его миновало проклятие христианского мира. Калигула, устроивший в Палестине настоящую резню евреев, дал возможность христианам, в том числе – иудеям по происхождению, укрыться в греческих полисах Палестины, так как не видел в них врагов Рима, в отличие от Веспасиана, знавшего, что зов крови в иудео-христианах победит зов веры – как и случилось – евреи – и иудеи и христиане по вероисповеданию, не смотря на внутренние противоречия, объединились против Рима, как против общего врага. И Веспасиан истреблял всё еврейское население Палестины, не разбирая вероисповедания. Но, отношение к христианству, как к силе для Римской Империи деструктивной и опасной, Веспасиан перенял у Нерона – своего предшественника. Нерон же, будучи политиком мудрым, а отнюдь не самодуром, каким он предстаёт в художественной литературе, в частности в романе Сенкевича “Камо грядеши”, видел в Христианстве фактор, способный объединить, в принципе враждебные друг другу классы – небогатых граждан Рима, плебс и рабов. Это грозило восстанием колоссального масштаба, намного более опасного, чем восстание Спартака, память о котором была ещё свежа. Вовлечение в христианство бедных граждан Рима, из семей которых производилось рекрутирование в римскую армию, грозило ещё и неповиновением низших армейских чинов. Свершись такое восстание, и Римская Империя была бы буквально сметена, а “армия рабов” стала бы лёгкой добычей для Египта, Пальмиры, Парфянского царства, даже галлов и готов! В конце концов, выяснилось, что Нерон был самым дальновидным из римских Императоров, так как именно Христианство разрушило Рим изнутри, деморализовало армию, раскололо общество, привело к нескольким восстаниям рабов, и это – будучи уже государственной религией Рима, собственно, христианство раскололо общество Рима и привело к падению государства от внешних врагов. А в политике Древнего мира существовало только одно средство борьбы с опасной и латентной политической силой – репрессии. Именно гонения на христиан при Нероне, единственное, пожалуй, в чём, выразилась его “легендарная жестокость”, стали причиной превращения его фигуры в монстра, при этом, Нерону приписывались десятки злодеяний, которых либо вовсе не было, либо они происходили не в период правления Нерона, либо Нерон не имел к ним никакого отношения. Демонизировалась и личность Нерона. Даже римские (правда, уже христианские) авторы писали, что Нерону нравилось наблюдать процессы казней, что он регулярно посещал бои гладиаторов, причём, неизменно опускал большой палец, что он с большим удовольствием наблюдал за смертью своего сводного брата Британика, по версии поздних историков, Нероном и отравленного. Помимо историков-христиан, необходимо учитывать привычную для автократического государства традицию – мы можем наблюдать это и на примере СССР – Сталин умер – клеймили Сталина, свергли Хрущёва – клеймили Хрущёва. То же, после смерти Брежнева. Фактор обвинения предшественника во всех грехах, в том числе – собственных – неотъемлемая часть политики тоталитарных государств, да и псевдодемократических.

Таким образом, узнать о Нероне правду можно только у историков не связанных с христианством и не примыкавших к политическим противникам Нерона – то есть – частью у его современников, частью – у историков более позднего времени, когда Христианство ещё не было легализовано, а все активные противники и сторонники Нерона уже покоились в земле, в достаточно короткий исторический период, когда правду можно было говорить, одновременно “уже и “ещё”.

Исторический портрет молодого Нерона

Став Императором в 17 лет, молодой Нерон полностью подпадает под влияние своего наставника – писателя и философа-стоика Сенеки. Именно под влиянием Сенеки, в Нероне пробуждается мечта о просвещённой тирании, на подобии древнегреческой, строй, который Нерон по молодости идеализировал. (Естественно, “тирания” имеется ввиду в первоначальном смысле – греческое обозначение абсолютной монархии, а не в современном – негативно-метафорическом). Начитавшись книг о древнегреческих тиранах, покровителях искусств и наук, Нерон начинает осуществлять свой план “идеального государства”. И, как и полагалось по учению стоика Сенеки, просвещённую монархию необходимо было начинать с монарха, то есть – с себя. И действительно, Нерон получил великолепное образование, стал талантливым поэтом и драматургом. Практически анекдотические байки о его “графомании” основания под собой не имеют, – сохранилось несколько стихотворений и одна пьеса Нерона, причём, его произведения, не стань в свете Христианства, Нерон одиозной фигурой – наверняка бы вошли в римскую классическую литературу, причём, как одни из лучших. Исследователи полагают, что ещё две пьесы, приписанных Сенеке, созданы Нероном, а сохранились в архиве Сенеки, так как Император показывал все свои тексты учителю. Сенека был первым критиком Нерона и заботился о его “имидже”, посему не пропускал не доведённые до должного уровня вещи, говоря: “Сильному трагику слабая трагедия простится – Великому Императору принесёт осмеяние народа”. Нужно сказать, что в записях Сенеки он называет Нерона очень талантливым трагиком, великолепным поэтом, но посмеивается на предмет того, что Нерон сам любил исполнять роли как в своих, так и в классических трагедиях, говоря, что Императору не пристало актёрство, и что стихи и трагедии Нерона смотрелись бы лучше в исполнении профессиональных актёров и певцов. Однако, явно намекая, что поэт и трагик Нерон был, мягко говоря, намного лучше, чем Нерон – актёр, Сенека с уважением отзывается о том упорстве, с которым, Император, казалось, имеющий всё, тренируется пению и актёрскому мастерству, тратя на это по несколько часов в день. Но не следует думать, что Нерон видел в театре только себя – со своими стихами и трагедиями он выступал редко, исполнял роли в классических трагедиях ещё реже. Он ставил на сцене классических и современных ему авторов, практически каждый день, находясь в императорской ложе, в качестве благодарного зрителя. При Нероне профессия актёра стала очень прибыльной и популярной, набирались актёрские школы, где учили театральному мастерству. Единственной правдой в легенде о “самозабвенном графомане, сгоняющем в театры пол Рима на свои трагедии”, было то, что даже на трагедии Эсхила, в исполнении лучших актёров Рима, народ приходилось сгонять насильственно. Молодой Нерон был максималистом и не понимал, что насадить культуру и эстетику принудительно невозможно. А народ роптал, что Император “ставит греков в театрах и цирках, вместо того, чтобы устроить в них хорошие состязания гладиаторов”. Так рушится ещё один миф – о патологической страсти Нерона к кровавым гладиаторским боям – арены цирков Нерон использовал для постановок классических и современных трагедий (включая и свои и своего наставника Сенеки). И, хотя при Нероне “хлеба” у народа было вдоволь, “зрелища” Император Рима предлагал не те, которых жаждала толпа…

Великий пожар. Нерон – правитель

Первым “подлил масла в огонь” Римского пожара Тацит. Однако, этот авторитетный историк относился к противникам Нерона – за участие в заговоре Нерон казнил его родственника. Вот только Тацит не знал, что пожар произошёл не “во время грандиозной попойки Нерона”, а во время, когда Нерон отдыхал на своей вилле на побережье в Антии – в 50 километрах от Рима. Но Плиний опровергает Тацита, говоря, что: “К западу от Сената стояли вековые дубы, погибшие, при трагическом пожаре, случившемся при принсепсе Нероне, к его несчастью”. В принципе, свидетельство Плиния полностью снимает обвинение в поджоге Рима с Нерона. Есть и ещё одно свидетельство, о том, что, когда Нерон узнал о пожаре и срочно возвратился в столицу “был сам не свой, а его приветствовал народ Рима”. Предположение многих историков, что Нерон, с помощью огня хотел избавиться от трущоб, на месте которых были возведены знаменитые нероновские “инсулы” – античный аналог “хрущёвок” – многоквартирные многоэтажные здания, пусть с достаточно тесными квартирами, но, всё-таки – не сравнимые с трущобами и, главное, давшие бесплатный кров всем гражданам Рима, даже плебсу и вольноотпущенникам, то же не имеет под собой основания. Трущобы были разрушены под строительство инсул только через два года после пожара. При этом, пожар поглотил самую богатую и красивую часть города, которая, кстати была полностью отстроена Нероном. На месте бывшего императорского дворца, по чертежам самого Нерона, был возведён Золотой дворец, считающийся одним из шедевром мировой архитектуры. Кстати, при возведении инсул и восстановлении центра Рима были задействованы десятки тысяч человек – пожалуй, только при Нероне, Рим избавился от своего главного бича – безработицы, толкавшей свободных граждан на путь разбоя. Надо сказать, что слава Нерона, как покровителя искусств и наук, так же, как и слава “Нерона-Антихриста” пережила века. А вот легенда о том, что Нерон поджёг город, чтобы обвинить в этом христиан, имеет под собой реальное основание. Пожар случился как раз на Пасху, при том, что традиция “Крестного хода” основана на факельных шествиях ранних христиан. Конечно, сознательного поджога не было – это противоречит нормам христианской морали, но, достаточно было одного факела, случайно оброненного в вересковый куст…

Надо сказать, что против христиан Нерона изначально настроил Сенека. Вообще, роль Сенеки при Нероне была весьма неприглядной и скользкой, совсем не похожей на образ мужественного и справедливого философа-стоика, каким изображает Сенеку художественная литература. С самого воцарения Нерона, Сенека боролся за влияние, практически, контроль над ним с матерью Нерона – властолюбивой и беспринципной Агриппиной. Причём и мать Нерона, и его наставник видели в молодом императоре лишь свою марионетку. И когда Нерон посетовал Сенеке, что его главная проблема – его мать, Сенека произнёс фразу, девятнадцатью веками позже, ставшей любимой фразой Сталина: “Нет человека – нет проблемы!” В конце концов, Сенека возглавил заговор против Нерона. Христианское же вероучение было представлено Сенекой Нерону, как исключительно антиримское, при этом философ не стеснялся искажать цитаты христианских проповедников. Но нельзя сказать, что Нерон поверил словам Сенеки, о том, что это: “Секта иудеев, мечтающая уничтожить власть Рима в Палестине”. Нерон советовался с другими, современными ему философами, лично допрашивал пойманных христианских проповедников, даже сам тайно посещал христианские собрания, чтобы изучить “новое направление философии” и самостоятельно пришёл к выводу, более страшному для истинного государственника, чем преподносил Сенека – Христианство – религия низов, Христианство против основ государства как такового. Нерон увидел в Христианстве смертный приговор Римской империи – и он, как Император просто обязан был действовать во благо государства – стало быть – должен был развернуть репрессии против христиан.

Сейчас нами это воспринимается как чудовищная жестокость, но политика была циничной всегда. Разве английские, французские, испанские короли не сжигали на кострах евреев тысячами, не инициировали погромы против “Богоубийц” только потому, что монархи не могли расплатиться по долгам с еврейскими банкирами. Из-за денег Папским престолом и Филиппом Красивым – королём Франции, был уничтожен Орден Храма – тамплиеров, на тот период – главная ударная сила христианского мира, но Папа и Филипп задолжали тамплиерам сумму, равную стоимости всей Франции, что и решило дело. Из-за легендарных богатств Царьграда, крестоносцы не пошли войной на мусульман, а разграбили православный Константинополь.

Наконец, сейчас, политики и СМИ раздувают глобальную антиисламскую истерию, чтобы втихую поделить иракскую нефть… А Император должен, прежде всего, заботится о благополучии страны, быть политиком.

Вообще, масштаб гонений на христиан во времена Нерона был весьма преувеличен. Нероном было всего лишь “Запрещено отправлять христианские культы на территории Рима и проповедовать их”. Этот запрет, хоть и загнал христиан в катакомбы, но массовых казней не было. Правда, проповедников, пойманных “с поличным” распинали, тех же кто их слушал, исключая женщин, высекали 33мя ударами бича. (Даже количество ударов, говорит об осведомлённости Нерона в христианской традиции). Явно прослеживается, как ангажированные средневековые авторы, перевирая историю, превращали жёсткого, но дальновидного государственника в Антихриста, приписывая Нерону то, чего на самом деле не было.

Чёрная тень Агриппины

Мать будущего Императора, племянница Императора Клавдия и внучатая племянница Тиберия, сестра Калигулы, Агриппина, всего через три месяца, после развода Клавдия с императрицей Мессалиной и её самоубийства, (после того, как она вышла замуж за своего любовника Силия, при живом муже-Императоре!), матерью Британика, женила на себе своего венценосного “дядюшку”. Как-то кстати, сразу после смерти Мессалины, скончался и второй муж Агриппины – Пассиен Крисп (весь Рим говорил о том, что Крисп был отравлен). (Первый муж, отец Нерона, за которого её выдал замуж Тиберий, после изнасилования родным братом – Калигулой, чтобы избежать скандала, скончался от водянки когда Нерону едва исполнилось три года).

Агриппина прекрасно понимала, что, не смотря на её родство сразу с четырьмя (она была ещё и правнучкой Августа) Императорами и женитьбу на 58летнем Клавдии, императрицей она будет только при жизни своего дяди. После же его смерти, престол унаследует его законный сын – Британик. Значит, путь к престолу был только один – через Нерона. Первым делом, чтобы придать Нерону ещё большую легитимность, столь необходимую будущему императору, Агриппина попросила для Нерона руки дочери Клавдия – Октавии. Агриппину не остановило ни то, что Нерон просто ненавидел Октавию, называя её “полной дурой и уродиной”, ни то, что Октавия уже была помолвлена с Юлием Силаном. Силой своего материнского авторитета, слезами, обильно проливаемыми перед Нероном и, наконец доведением до сознания отнюдь не честолюбивого подростка, что через Октавию, Нерон может получить трон Рима, а Император может жениться на той, кого полюбит, она устранила первое препятствие.

С Юлием Силаном Агриппина пошла на ещё большую подлость – обвинила его перед Сенатом (а, фактически, Римом правила она, а не Клавдий – старый и похотливый маразматик) в кровосмесительной гомосексуальной связи. Приговорённый к изгнанию из Рима и отвергнутый не очень умной Октавией, Силан покончил с собой. На пути у Агриппины оставались только два препятствия – сам Император Клавдий и наследник трона Британик. При живом Клавдии, Агриппина не посмела отравить или оклеветать Британика. Она пошла по иному пути – решила превознести Нерона. И успешно добивалось своей цели через два средства – династическое превосходство Нерона над Британиком (а Нерон приходился родственником и Юлию Цезарю и даже Птолемею ХI, по отцовской линии, а о генеалогии Агриппины говорилось выше). При такой, почти легендарной родословной, притом, что брак с Октавией, практически уравнял Нерона и Британика, оставалось донести это до сознания граждан Рима. Общественное мнение было её вторым средством. Лучшие учителя, включая Сенеку дали ему великолепное образование, публика восхищалась трагедиями, написанными шестнадцатилетним принсепсом. Он великолепно фехтовал, стрелял из лука, метал копьё, управлял боевой колесницей, помимо практики, в совершенстве знал теорию стратегии и тактики военного дела. До определённого времени, Клавдий, прозванный в народе “спящим на троне”, смотрел на это сквозь пальцы. Но, когда во время военных игр, солдаты и, даже центурионы, закричали: “Да здравствует Нерон, наш будущий император!”, Клавдий не стерпел.

Нужно сказать, что и Нерон и его сводный брат – прямой наследник престола Британик не были амбициозными людьми. Британику, как и Нерону, очень нравились занятия литературой и философией. Британик так же любил выступать в актёрской маске, но только во дворце, будучи менее одарённым, чем Нерон, как писатель, но более одарённым, как актёр, Британик боялся публики, а Нерон публику любил, отчасти разжигаемый “идеями просветительства”, почерпнутыми у Сенеки. Британик и Нерон дружили с детства (причём, тёплые отношения между ними сохранились и после коронации молодого Нерона). Только Британик, в отличие от Нерона, не любил военные игры.

Но, наконец-то Клавдий понял, что 17тилетний Нерон – пешка в руках Агриппины, которая стремительно проталкивала её в ферзи, чтобы поставить королю мат… Испугавшись, Клавдий собрался официально объявить Британика наследником, так как понимал, что от этого решения зависит жизнь не только Британика, но и его самого. Но понял он это слишком поздно. Агриппина прибегла к помощи, знакомой ей давно, изготовительницы ядов Лукусты, вольноотпущенницы, родом из Галлии. Смертоносный состав (вероятно, на основе белены, цикуты, и яда жабы) Агриппина лично подлила в любимое блюдо мужа – грибы. Всё выглядело, как отравление несъедобными грибами, в частности, жестокая рвота. Вызванный лекарь решил провести самую необходимую процедуру при таком отравлении – промывание желудка. Клавдию дали выпить много воды, после чего лекарь, как это было принято, должен был вызвать рвоту длинным гусиным пером. И получил из рук императрицы гусиное перо, кончик которого был обильно смазан ядом – вероятно, дигиталисом, добываемым из наперстянки, так как, когда перо только коснулось слизистой, и доктор стал двигать им, вызывая рвотный рефлекс, Клавдий схватился за сердце, и умер через несколько минут.

Для верности, Агриппина щедро одарила деньгами сенат и римскую армию, и, уже через три дня солдаты кричали: “Да здравствует Нерон, наш Император!”

Сенат, купленный Агриппиной даже провозгласил Нерона “отцом нации”, однако, по совету Сенеки, Нерон отказался от этого титула, чем снискал ещё большую популярность в народе.

После воцарения Нерона, признании его сенатом и абсолютно добровольным отказом от трона и присягой Нерону данной Британиком, последний не представлял для Нерона практически никакой опасности, тем более, ввиду их дружеских отношений. Для Нерона – нет, но для Агриппины… Уж она-то прекрасно знала, причём, на своём опыте, что определённые политические силы могут захотеть использовать Британика, в качестве своей марионетки, сделав его императором, точно так же, как она поступила с Нероном. И тогда – ей конец (о Нероне она думала в последнюю очередь), а значит – Британик должен умереть. Необходимо сказать об обстоятельствах смерти Британика. В кругу придворных Нерон и Британик состязались в искусстве поэзии и трагедии. Услужливые сенаторы, конечно, громче аплодировали Нерону, но он знал цену их овациям, юношам это просто доставляло удовольствие. Слуги поднесли сосуд с вином и два бокала на большом подносе. Вино было одно, а бокалы не могли быть отравлены смертельным ядом – в таком случае у Нерона и Британика были одинаковые шансы погибнуть. “Они оба выпили вина, так как горло пересохло от длительных декламаций, и, через несколько секунд Британик упал на пол, у него отнялась речь, а после остановилось дыхание. Нерон растерянно смотрел на мёртвого брата и выбросил свой бокал с недопитым вином. После он ушёл, сославшись на головную боль”. Это историческое свидетельство говорит об очень многом. Древним не были известны яды столь быстрого, притом, как видно из картины смерти, нервно-паралитического действия. Зато известно, что Британик страдал эпилепсией, унаследованной от отца и частыми головными болями. Да и картина смерти указывает на инсульт. Случайность? Но незадолго до этого, Агриппина снова привезла в Рим свою служанку Лукусту – она стала для Агриппины личным мастером по ядам. Вероятно, в самом кувшине вина был “адресный яд” для Британика – какая-либо травка, резко повышающая давление – у Британика с тяжёлым заболеванием мозга она вызвала инсульт, а у Нерона – только головную боль.

Но Нерон не разбирался в ядах. С этого момента началось его отчуждение от матери, но не только потому, что она отравила Британика, его лучшего друга, – скорее всего, Нерон предполагал, что Агриппина хотела отравить их обоих и стать полновластной Императрицей, а его спас только промысел богов! Не случайно же Нерон отправил своего охранника с приказом – всадить в спину Лукусты ТРИ стрелы. Три – Клавдий, Британик и Нерон! Представляю, какое действие это оказало на Императора. Так, постепенно, начали разрушаться его юношеские иллюзии об “идеальном государстве”.

С этого момента, Нерон полностью попал под влияние Сенеки. Хотя, за спиной Императора Сенека распускал слухи, что Нерон отравил потенциального претендента на трон. Началась настоящая война между Сенекой и Агриппиной за влияние на Нерона, но эта долгая война открыла Нерону глаза, предательство матери, предательство наставника сделали из молодого идеалиста жёсткого и циничного политика. На какое-то время Агриппина одержала тактическую, но важную победу. Нерон влюбился в Поппею - девушку не очень высокородную, но красивую, влюбился искренне и чисто. И Агриппина исполнила своё обещание – устранить Октавию. Под угрозой убийства её заставили подтвердить развод, а когда она, высланная из Рима в своё имение, прямо обвинила в этом Агриппину, то вскоре “скончалась от отравления”. Агриппина нашла себе новую “лукусту”. Нерон был благодарен матери и очень счастлив с Поппеей. Через девять месяцев после свадьбы, она родила ему дочь. Но ребёнок родился неполноценным и умер через четыре месяца – Нерон справедливо винил в этом Поппею, которая много пила во время беременности. Любовь превратилась в ненависть. Нерон хотел было развестись с нею, но сенат стал горой. Тогда Агриппина заявила с трибуны, прямо перед сенатом Нерону: “Неужели у тебя не хватит духа, чтобы ворваться сюда с парой когорт и перерезать, как свиней, всех этих жирных бездельников!”

Нельзя сказать, что у Нерона не хватило духа – к этому времени он уже был достаточно циничен, но остаться в памяти потомков тираном не хотел. К тому же, Нерон, всё-таки любил Поппею. Но после очередной ссоры в сенате, вернувшись пьяным, и застав Поппею, которая снова ждала ребёнка, спящей в нетрезвом состоянии, сгоряча пнул её ногой. У Поппеи случился выкидыш, и она умерла от внутреннего кровотечения, и, хотя, неизвестно, что было главной причиной – пьянство Поппеи или окованный генеральский сапог Нерона, Император винил себя во всём, был очень подавлен и ушёл в себя, хотел отречься от власти в пользу Сенеки. Для Агриппины это был бы смертный приговор, и тогда она совратила собственного сына. Чем, позднее, его шантажировала. Нерон возненавидел мать, но её шантаж беспокоил Императора мало. Что перевесит – слова Нерона, Императора, покорителя Парфянского царства или слова убийцы Императора Клавдия, отравительницы, ставшей притчей во языцех? Поняв, что шантаж не сработает, Агриппина развернула заговор против Нерона, обвинив его не только в убийстве Британика, но и Клавдия, что было совсем абсурдно, но для оправдания переворота годилось, ибо победителей не судят. Тогда Нерон, узнав о заговоре от своих шпионов, и воплотил “философское изречение” Сенеки: “Нет человека – нет проблемы”.

Путь Агриппины к власти был буквально выложен из трупов римских аристократов, наследников короны и императоров, последним из которых должен был стать труп Нерона – её сына. Но охранникам Нерона понадобилось лишь несколько ударов мечей, чтобы достойно увенчать телом Агриппины созданную ей же кровавую пирамиду.

“Такова ваша верность…”

Стоик Сенека оказался ненамного лучше кровавой Агриппины. Сенат, провозгласивший убийство Агриппины “казнью за кровосмесительное совращение Императора”, уже через два года организовал заговор, целью которого было воцарение Сенеки и убийство Нерона. Легитимизировать свой заговор, обвинением Нерона в убийстве собственной матери и собственного брата, предложил сам Сенека – идеолог убийства Агриппины, к тому же прекрасно знавший, что не Нерон отравил Британика. Сенаторы, которых Агриппина предлагала “перерезать как свиней” объявили её “одной из жертв тирана”. Наконец, сам Сенека, отказавшийся от предложенного Нероном трона Рима, решил занять его, переступив через труп собственного ученика.

Но заговор был раскрыт. Многие, участвовавшие в нём сенаторы, – казнены, только Сенеке Нерон предложил уйти из жизни достойно – философ-стоик покончил с собой.

Но позиции Нерона ослабли. Народ настраивали против Императора, а армия подавляла очередное восстание по просьбе Парфянского царя.

Вскоре “жирные бездельники” единогласным собранием Сената низложили Нерона. В это время он был не в Риме, в удалённой загородной резиденции. У него было много возможностей скрыться – его приглашал парфянский царь (хотя Нерон и завоевал Парфянское царство, в отличие даже от Юлия Цезаря, он не проводил карательных операций, при том, что усмирил враждующие группировки, чем и снискал к себе уважение парфянской знати и народа) римская армия, которая возвращалась из Парфянского царства, после оказания помощи царю в подавлении мятежа, была верна Нерону, Пальмира выдвинула свою армию и римский гарнизон наместника, и Египет предложил бросить свою армию (хотя Египет и был римской полупровинцией, но располагал, пожалуй, второй по силе армией после Рима) и римские гарнизоны против мятежников. Бесспорно, бежав из Рима, Нерон возвратился бы в Рим на белом коне и казнил бы заговорщиков. Но… он, когда-то, мальчишески увлечённый эллинистическими философами, разочаровался в самой сути человеческого существа. Он спокойно ждал, когда за ним придут. Когда конница подъехала к вилле, Нерон приказал охраннику пронзить его мечом в сердце или ударить в голову. Никто не решился на это. Нерон выхватил меч у охранника и, сказав: “Такова ваша верность…”, приставил рукоять меча к полу и упал на остриё…

 

Влад Цепеш – вымысел и правда

“Граф Дракула” – Влад III Цепеш

 

Художественная литература – главный враг истории. Все образованные люди мира знают, что один из лучших композиторов своего времени, воспитатель самого Ференца Листа, физически не мог отравить Моцарта, скончавшегося от гриппа, он был в отъезде, да и потом, всю жизнь Моцарта, Сальери был его интерпринёром, славой Моцарта мы во многом обязаны Сальери. Но… Пушкину нужен был антипод – его не остановили ни талант Сальери и ни то, что последний и при жизни, и после смерти Моцарта сделал всё, чтобы открыть великому композитору дорогу в Бессмертие. “Моцарт и Сальери” – всего лишь метафора, метафора, обрёкшая Сальери вечному проклятию, приравнявшая его к Дантесу и Мартынову.

Но, несомненно, Брэм Стокер, побил все рекорды. Да, в его романе Дракула – герой, справедливый, нежный, любящий (Стокеру необходимо отдать должное – ирландский писатель не упрекнул Дракулу в кровавых расправах – герой, сражавшийся за свою землю, свою веру, потерял любимую. Бог, во имя которого Влад не щадил своей крови, не уберёг его, и Дракул отвернулся от Бога).

Но “вампиризм” Валашского Господаря – дань моде – превратили во множестве книг и фильмов отчаянного и жёсткого воина и патриота, скорее, не в ужасающий, а в комический персонаж.

Стоит начать с того, что валашский титул Господарь, соответствует не графу, а, либо, князю, в восточноевропейской традиции, либо, герцогу – в западноевропейской. Развенчивать легенду о “вампиризме”, по-моему, не стоит вовсе. Прозвище Дракул (дословно – Дракон), относилось не к валашскому господарю, а к его чёрному арабскому жеребцу – подарку турок. Кстати, и прозвище Цепеш (пронзающий) вошло в титул Влада, вопреки распространённому мнению, не потому, что Влад широко использовал казнь через сажание на кол. О недостоверности этой гипотезы говорят современные Владу хроники, когда молодой господарь на своём чёрном “Драконе” ворвался в плотные ряды турок, ему удалось одновременно нанизать на своё копьё трёх янычар. Собственно, говоря, после этого события, и армия и народ прозвали Влада Цепешем.

О “легендарной жестокости” Влада следует поговорить отдельно. Правление Влада пришлось чуть ли не на самый трагический период для балканских государств. Когда в 1453 году пал Константинополь – последний форпост цивилизованного мира в Азии, началась кровавая экспансия турок на Балканы. Чтобы обеспечить лояльность восточноевропейских монархов, турки брали в заложники их детей. И, хотя пленом это назвать нельзя – царевичи пользовались полной свободой, жили в такой же роскоши, как и сыновья султана – в случае восстания на их родине для царевичей было только два пути – принять мученическую смерть или возглавить карательный отряд янычар, вырезавший население его родной страны. С 7 до 15 лет Влад (до убийства его отца) находился при дворе османского султана в качестве заложника. В то время в Турции, сажание на кол было основным видом казни, Влад видел муки осуждённых почти каждый день. Однако, для Европы, сажание на кол было отнюдь не “бесчеловечной казнью”, а, скорее, незнакомой “экзотикой”, поскольку, вряд ли, широко распространённые в средневековой Европе, колесование и сожжение живого человека на костре были менее жестокими, чем казни Влада. Следует отметить и то, что при Владе, сажали на кол в 90% случаев пленных турецких янычар – Влад платил туркам их же монетой.

Необходимо сказать и о глубокой религиозности Влада. Трижды в Турции, под угрозой смерти, Влада заставляли принять Ислам, но он даже и в мыслях не мог отречься от Православия. Причём, Влад видел в Православии отнюдь не часть государственного аппарата, а собственный путь к спасению. В конце концов, турки предложили Владу стать генералом янычар, но он отказался, вернулся на Родину, чтобы мстить – мстить за отца, за порабощение своей страны.

Когда на голову молодого Влада возложили корону, он выхватил меч, воскликнув: “Смерть туркам!”

Пятитысячная армия Влада разбила наголову пятитысячный турецкий гарнизон. Но турки не сдавались. Всего через месяц на Валахию пошли уже 15000 янычар. Православный Господарь получил подмогу – три тысячи русских воинов, во главе с братом Иоанна Великого. Эта кровавая битва описывается в русских летописях: “Когда луки росичей ударили по туркам, Влад бросился в самую гущу на вороном коне, кровь врага на его мече не успевала застыть, а, когда Господарь оставлял копьё в теле турка, брал копьё павшего воина, направлял против турок и нанизывал оных, как цыплят на вертел”. Одиннадцать тысяч турок полегли на поле брани. Армия Влада и Московии почти не понесли потерь. 4 000 турок, среди которых был паша, попали в плен. Церемониться с ними Влад не стал – Православие запрещало рабство, а отпустить турок, – значит увеличить войско, которое нападёт снова (а в этом Влад, совершенно справедливо, не сомневался) на 4 000 янычар. Пленные были посажены на кол. Но и здесь Цепеш соблюдал субординацию – для турецкого паши изготовили кол с золотым наконечником. Русские летописцы описывают репрессии Влада против бояр, пошедших на сговор с турками – то есть изменников, безо всякого намёка на осуждение.

Благодаря освобождению народа от дани османам и произвола бояр, а так же – продуманной налоговой политике Влада, крестьяне и ремесленники Валахии стали одними из самых зажиточных в Европе. А где мёд – там и мухи. Отовсюду в Валахию начал стекаться разный сброд – грабители, отравители, проститутки. Впрочем, некоторые жители самой Валахии привыкли промышлять разбоем, пользуясь периодом безвластия с молчаливого согласия турецких оккупантов. За один день было повешено 3 000 грабителей, а ещё 12 тысяч Влад помиловал, приказав отрубить правую кисть и отпустить. Но и это не дало желаемого результата. Тогда Влад устроил знаменитый “Ужин Прощения”, пригласив в церковь более 2 000 воров, разбойников, убийц, проституток. Ужин был воистину царским – дорогие яства, а – главное – вино лилось рекой. Когда “почётные” гости были уже в стельку пьяны, Влад приказал забаррикадировать церковь и поджёг её. Наутро воины и монахи вынесли обугленные трупы и стали очищать от копоти фрески церкви.

Большинство обывателей считают этот эпизод одним из самых ужасающих злодеяний Влада. А вот если бы он повесил сей “контингент” на рыночной площади, и современники и потомки сочли бы это нормой для средневековья – в Англии и Франции проводились массовые казни на два порядка большего числа людей. Конечно, для современного человека, массовое убийство в церкви – ужасающее кощунство. Но, повторюсь ещё раз, – Влад был очень религиозен, а по христианским канонам – человек умерший в церкви попадает в Рай, не смотря на все его прегрешения. Для человека средневековья было очень важно позаботиться о душе преступника, поэтому позорное повешение было для Влада неприемлемым.

После этого эпизода по Европе стали распространяться слухи, что на улицах Сишиогары – столицы Валахии, можно уронить рубиновую брошь и через неделю подобрать её. Известному английскому путешественнику представился случай проверить – так ли это на самом деле. Он оставил на мостовой усеянный бриллиантами королевский орден, а рядом, на стене, написал по-румынски: “Нашедшему бриллиантовый орден с гербом Британии полагается за возврат два золотых”, и указал свой адрес. Через три дня румынский ремесленник вернул ему орден и всучил два золотых, чтобы англичанин никому не говорил, кто вернул ему орден.

Нельзя сказать, что простой народ стал бояться Влада, напротив, его полюбили за то, что он избавил людей от постоянного страха быть ограбленными и убитыми. На неизменный вопрос иностранцев, рыночные торговцы, ставящие свои лавки прямо у виселиц, отвечали: “Раньше мы боялись турок, бояр и разбойников, а при Цепеше честным людям нечего бояться!”

У Валахии оставался один незаметный, но очень коварный враг – Трансильвания. Это была страна банкиров, поддерживающих и Влада, и оппозиционных ему бояр, и даже турок золотом, которое часто сильнее оружейной стали. При этом, Трансильвания использовала Валахию как буферную зону на пути турецких янычар. И Влад взял Трансильванию. В тот же день 300 банкиров издыхали на кольях, а трансильванское золото пополнило казну господаря. Это золото Цепеш использовал не только для наёма армии, но и для подкупа соседних властителей. Так Влад объединил Валахию, Трансильванию, Молдову и ещё несколько мелких княжеств, фактически создав Великую Румынию, причём румынское государство (за исключением восточной Молдавии, отошедшей к СССР по пакту Риббентроп – Молотов) в данный момент существует в границах Влада. Объединив армии, Влад разгромил уже сорокатысячную армаду турок. Но это была его последняя победа.

Когда турки выдвинули ещё одну сорокатысячную армию, бояре, недовольные политикой Влада, который заботился о народе много больше, чем о них, частью родственники казнённых Владом изменников, частью принявшие католицизм, увели свои армии, оставив Влада один на один с грозным врагом. После нескольких оборонительных сражений, нанесших туркам большой урон, Влад закрепился в крепости Поэнари. Очень дорогой ценой далась туркам её осада, а о взятии не было и речи. Но провизия защитников крепости таяла с каждым днём. Влад совершил отчаянную вылазку, захватив турецкий обоз “в котором к горчайшему сожалению не было свиней”, перебив 500-600 турок. Но турки прибегли к другому оружию – психологическому. 500 стрел с листовками, говорящими о гибели Влада, осыпали Поэнари. К несчастью, одна из этих стрел попала в руки молодой жены Влада. В отчаянье она бросилась с 30 метровой башни, стоящей над пятидесятиметровым обрывом…

Теперь, у защитников Поэнари, которая так и осталась непобеждённой, была провизия, но Влад потерял самое дорогое в своей жизни. Влад сел на вороного Дракула и отправился к венгерскому королю, просить подкрепление – армию Московии не пустили предавшие Влада бояре. Цепеш надеялся, что католики – всё равно – христиане, которые, забыв о межконфессиональных спорах, выступят против неверных, но… Влада заключили в тюрьму, где он провёл 12 лет, отказавшись стать католиком. Но судьба оказалась к нему благосклонной – через 12 лет турки стали угрожать Венгрии. Тогда Влад, как политик, согласился принять Католичество – освобождение Родины было для него важнее спасения собственной души. Совместной румыно-венгерской армией турки были разгромлены, неся колоссальные, порядка ста тысяч, потери.

И тогда Влад, покаявшись, вернулся в Православие. Однако, распоясавшаяся за время двенадцатилетнего заключения Влада знать, не желала возвращения прежних порядков. Бояре, большинство которых перешли в католицизм, тем не менее, настраивали против Влада православное духовенство и народ, как против католика. Но и это не помогло. Дело решила предательская стрела в спину, пущенная шурином Влада, пятнадцатью годами раньше осуждённым на смерть за измену – сговор с турками - и помилованным по личной просьбе трагически погибшей жены господаря.

Престол занял молодой сын Влада – сильный политик и талантливый полководец, однажды заманивший тридцатитысячный отряд турок в лес, где они и были перебиты лучниками, засевшими на деревьях. Но его правление продолжалось недолго – через два года после восшествия на престол, молодой господарь был отравлен по прямому приказу Папы Римского, стремившегося насадить католичество ядом и кинжалом в православных странах. После смерти наследника, государство Влада раскололось на несколько мелких княжеств. Однако, православная церковь ещё долго доминировала в Валахии – Влада Цепеша даже причислили к лику святых. В народной памяти, в румынском фольклоре Влад Великий – Собиратель земель занимает то же место, что королевич Марко в Сербском. На протяжении нескольких веков Влад Цепеш оставался символом освобождения от османского гнёта. То и дело венгры и даже турки видели на холме “призрак Влада” - фигуру человека в чёрных доспехах с тяжёлым копьём, поднимающего на дыбы своего вороного арабского жеребца, который повергал захватчиков в суеверный ужас. Скорее всего, румыны успешно пользовались распространённой легендой о тени Великого Влада, который отказался от Рая, чтобы вечно охранять от врага свою Родину.

Когда в Румынии возобладало Католичество, которое боялось Влада даже мёртвого – как символа объединения румынского народа в борьбе за свободу, оно, практически, предало Влада анафеме, используя для этого и народную легенду о бессмертной Тени Освободителя, и всячески потакая слухам о вампиризме Влада и его связи с нечистой силой.

Позднее, гробница Влада была осквернена и разграблена, сатанисты средневековья разных мастей неизменно пили смесь вина и наркотика из “черепа Дракулы” (которых, кстати, было не меньше, чем "Животворных гвоздей Святого Распятия") на своих чёрных мессах.

Брэму Стокеру осталось только литературно оформить эту, не имеющую ничего общего с историей, легенду.

 

Святослав Артомонов.

На главную

Hosted by uCoz