( 21.04.1968 года [Ставрополь])
“ХУДОЖНИК С ГОВОРЯЩЕЙ ПАЛИТРОЙ”
Мне очень трудно писать о нем отдельно от его творений – картин, которые я чаще вижу только с экрана монитора. Мои пальцы не прикасаются к их хрупким рамам, я не вдыхаю странно – резкий и такой разный запах красок , но взгляд жадно вбирает в себя и словно ощущает оттенки Души Художника.
Художника, с которым знакомлю Вас. Посредством букв, слов, нестройной гармонии предложений, сбивчивости запятых и расстерянного молчания многоточия. Итак:
Оболенский Александр Витальевич.Уроженец Ставрополя. Воспитанник Ставропольской детской художественной школы и Ставропольского же художественного училища.
Родился 21 апреля 1968 года, в “семье творческих людей, посвятивших себя инженерному делу” По его собственным словам, “начал рисовать с тех пор, как помнит себя”, а творческие люди помнят себя сознательно - рано. Лет с пяти, трех.. Чуть ли не с младенчества. Это давно узнано и доказано - не мною…
Интересно, каким был его самый первый рисунок? Что это было?. Яркая, цветная акварель с желтым кругом смеющегося солнца и маленьким домиком, с неизменной трубою и колечками дыма? Или это был тонкий полет пером, когда в замысловатых кругах и треугольных фигурках, спираляж и черточках взрослым, как ни старайся они, очень трудно разглядеть кота или спящую лисичку, наклоненное от ветра хрупкое
дерево?.....Не знаю. Мне не дано знать, я могу лишь представить, слелать попытку догадаться. Самые первые рисунки закрыты в ларчике памяти художника. Пусть там и остаются. А мы с Вами побродим по картинной галерее его зрелого творчества. Хотя бы с экрана монитора. Виртуальная экскурсия, так сказать. По залам души.
Сколько я могла понять из разговоров, отрывочных бесед с ним, (нечастых, он по полгода, и более, бывает в разъездах ) он не очень любит писать “коммерческие картины” - на продажу -, а если пишет, то и туда вселяется его вечно восторженная миром Душа. Стоп! Наконец - то я нашла то, главное, что в нем меня привлекло сразу. С первой беседы, с первой встречи, с первого чтения его стихотворных строк. Мгновенно.
Восторженность миром. Несколько печальная. Горькая. Ироничная. Некоторые часто и зло путают все это с цинизмом. Так понятнее. Проще. Легче. Так можно сравнить его с собою, “приземлить”. Так и делают. Почти – все. Почти. Но что тогда делать вот с этим: “Мир всегда удивляет!”?
Эту фразу, не боясь насмешки, можно смело считать Девизом всей его жизни, достаточно трудной, как и у каждого истинно Творящего: неустроенной, внешне неброской, со своими трагическими изломами. Расставаниями, разлуками, разочарованиями.. Стоит ли говорить об этом, рассказывая
о человеке, который даже внешне напомнил мне героев Вертинского – печальные, большие глаза и какая то странная, романтичная хрупкость облика.? Для творческого человека закономерна в какой то степени сложная Судьба. Более того – идеальна.Оболенский это - Личность, быстро и страстно увлекающаяся, пейзажную, акварельную кисть могущая тут же легко, без усилий, поменять на перо и карандаш графика или столь же внезапно - на офортный станок… Или вообще - на авторучку, чтобы написать стихотворение или легкую, сказочную новеллу о говорящей палитре, уныло пылящейся в мастерской.
Оболенский – человек, любящий долгие путешествия и замысловатые, слегка запутанные, чуднЫе книги, в которых и иной знаток слова не сразу разберется! Откликающийся на стихи и оттенки голоса, попадающий под настроение и обаяние Друзей.
( С “легкой руки” одного из них, он, Художник и начал “баловаться рифмой”, превращаясь временами в Поэта.)
Это - человек,узнающий и различающий все оттенки и цвета и очень любящий их смешение: “чем больше смешение, чем больше оттенков, тем большИй простор для работы, тем интереснее.” – просто говорит он.
Свою тягу к стихам сам задумчиво называет “противостоянием миру обыденности”.
Противостояние, на первый взгляд, странноватое: с помощью Печали строк, непременного присутствия маски Смерти – не пугающей, а какой - то торжественно грустной, слегка кокетливой, как напудренная маркиза - с утонченно – крикливой, напыщенной изысканностью жестов..
В этих притягательных и полных горького очарования, подчас такого непонятного! – стихах: дыхание насмешливости, язвительности, пародии, некий парафраз оборванных мелодий - рифм. Завораживают строфы, явно напоминающие изысканную и забытую почти уже – прошлый век, увы! - манерность акмеистов: Георгия Иванова, Георгия Адамовича, Михаила Кузьмина.
Вы также можете посмотреть сериал терра нова онлайн. Или все же – пародию на эту манерность, на эти забытые и легкие строфы? Едва заметную, как росчерк пера. С кажущейся неправильностью рифм, ударений, размеров?
Мне все думалось, при медленном и вдумчивом чтении книги стихов Художника, что я вижу душу, озябшую, нервную, израненную, смеющуюся: горько – разочарованно, даже – зло, но на дне самом - сохранившую романтичную и нежную стойкость “оловянного солдатика”. Хрупкий герой Вертинского спрятался под маской усталой и холодной усмешки, но если попытаться прочесть
меж строк ?
Что получится у Вас? Не нарисует ли воображение Вам что то похожее на тот набросок портрета, что попыталась сделать я в своей статье. Статье, что похожа больше на эскиз Души, Внутреннего мира, чем на строгость биографической хроники . Не мое дело описывать недостатки человека. Они есть у всех, ибо все мы имеем грешную земную оболочку. Но не все из нас имеют Талант, который искупает земные неправильности и погрешности, неосторожность шагов и пристрастность решений. И право судить Талант не имеет никто, кроме Высших сил. Так что, в данном очерке перед Вами - не Серафим и не Падший Ангел. А всего лишь Художник. Прежде всего Художник. Во всем – Художник.
Странно описывать картины словами – их нужно видеть. Смешно пересказывать стихи – их нужно читать. Нелепо описывать Душу картины. Ее нужно почувствовать. По словам Александра Оболенского, Душа есть у каждой его картины, как и Судьба. Я Верю в это. Ведь каждая из картин написана им настоящей, волшебной Говорящей палитрой Истинного Художника.
Светлана Макаренко
Картины А. В. Оболенского
Рассвет над Псковским озером. 2000
Поздний вечер в Переславле. 2001
Вечер 1 мая в Изборске. 1999
Купальщица
Интерьер Любятовской церкви в Пскове. 2000