Пока над Бездной ещё висит

Планета на тоненьком волоске

 

Анна Мамаенко 1982г.р. принадлежит к самому трудному поколению молодёжи, поколению, которые большинство считают потерянным. И вправду – родившиеся в начале пятидесятых, и, даже – в начале семидесятых, имели возможность наблюдать и величие Империи и её крушение. Поколение восьмидесятых выросло на обломках Империи, не имея возможности сравнить, оно не могло оценить то, как наши “афганцы” пытались “выбить” древний и дикий народ из каменного века. Не получилось, появился героиновый Талибан. То, что поколение 80-ых не может сравнить 15 000 русских солдат, погибших за 10 лет Афгана и 30 000 наших погибших ребят за 5 лет Чечни – это не их вина – их беда, а вина наша. Они выросли среди мелких соблазнов, они забыли, что есть Россия. И это – тоже наша вина.

И тем отраднее найти исключение из этого тяжкого правила, то самое исключение, которое, в частности представляет и А. Мамаенко, не суть важно – были ли истинные ценности привнесены в её душу родителями, или она, чутьём настоящего поэта, постигла их сама. Читая стихи молодой кубанской поэтессы Анны Мамаенко удивляешься глубине восприятия жизни, удивляешься искренности, которая и есть основной стержень поэзии, хотя... молодые поэты, если они талантливы, искренни по природе своей.

Вопреки миру, чувствуя боль всех и каждого, вопреки, почти по-цветаески “…С акулами равнин // Отказываюсь плыть// Вниз – по теченью спин…” противопоставив себя, свою личность, своё творчество отупляющей иллюзорности русского варианта “американской мечты”, шестнадцатилетняя девушка написала:

 

“…Гремит калейдоскоп, зеркальный провокатор,

Из множества картин я вижу лишь одну:

Железною змеёй вагон-рефрижератор

На запасном пути Ростова-на –Дону…”

 

Но по-другому быть не может. Поэты взрослеют рано. Поэты чувствуют иначе. И, читая стихи, невольно поразишься глубине боли, которую принимает и доносит до нас ее юная, и, вместе с тем, такая усталая душа. Пронизывающая свежесть образов тонка и эстетична - она впивается в разум, делая переживания поэта всеобщими переживаниями:

“…Наш шарик голубой, насаженый на вертел,

Сегодня исчерпал у Вечности кредит,

И пишет на стене, как лозунг: “После смерти”

Гноящейся культёй ребёнок-инвалид.

Здесь тени прошлых войн на гусеницах танков,

Работы мужика, ушедшего в запой.

Охотник, дострели изломанных подранков

Не ведающей чувств желанною рукой!…”

 

 

Такое сверхчувствование может дать только полное единение с окружающим миром, нужно перевоплотиться в птицу, нужно, как пишет автор, чтобы корни мира проросли через твою душу.

Только восприятие себя неотъемлемой частью Великого, может дать возможность такого созерцания - образов, метафор:

 

“…Слюдяные окна насекомых

Распахнуло ветреное утро,

Осыпает занавес тумана,

Засыпает ночь на дне колодца,

На глазах воды лежат монеты,

На глазах моих творится чудо -

Сквозь меня просвечивают корни,

Сквозь меня лежит моя дорога.

Травяные стрелы в круге солнца…”

 

Не менее метко звучат строки Анны о вечной и, к сожалению, всегда неравной борьбе человека и природы. Вдохновившись непреходящим шедевром Мэри Шелли, Анна написала своего “Франкенштейна”:

 

“…Глаза горят, как факелы в ночи,

Клубами дым пульсирует в реторте,

Последний литр, испытанный в печи,

Струится по иссушенной аорте.

 

Удачный выход давних неудач.

На удивленье алчущему сброду

Вооружённый знанием палач

Натужно изнасиловал Природу”.

 

И вправду, на всём протяжении существования техногенной цивилизации, человек, по отношению к природе, выступал только в двух ипостасях: частицы “алчущего сброда” или “вооружённого знанием палача”…

Анна возвращается к истокам, пытаясь найти ответ. Глубинные, древние связи, многовековая история казачества, звенит как камертон в её юной душе:

 

“Тихим шелестом степь ковыльная

Провожала в дорогу дальнюю.

Шашка острая, бурка пыльная,

Журавлиная песнь печальная…”

 

И снова – трагедия. Снова войны: “Айва почувствовала цветок //На третьем своём стволе, - // Так пальцы оторванные солдат // Пытается сжать в кулак…”

Снова – разрушенный Храм, где даже “…ладан пожаром смердит великим…” Но спасение есть. Спасение в нас с вами. В умеющих Видеть и Чувствовать…

Ведь, быть может, то, что происходит с нами – не наказание, а Испытание, а Испытание означает только одно – Предназначение…

 

“…Иона ждал своего кита…

Сохрани, Господи, его готовность!

Китобойная бригада понесла вахту.

Гарпун тетрадь расчертил в линейку -

ни один листок не сказал о главном -

что Иона ждал своего кита…

Всё, что осталось - кости и ворвань,

да небольшое пятно на солнце,

такая крошечная фигурка,

с глазами огромными,

на всё небо,

слепыми,

залитыми верой в чудо…

Сохрани, Господи, его готовность…”

 

Быть может, кто-то упрекнёт поэтессу в юношеском максимализме и мизантропии… но – мизантропия – высшая форма любви к людям, пропитанная трагичной мечтой, что они станут лучше, как говорил Фридрих Ницше.

 

“…Дети, познавшие этот путь,

Мой голос пусть вашим станет на миг.

Клянусь, я спокойно не дам уснуть

Миру, что плаху для вас воздвиг!

 

Бегу я, пока хватает сил,

Свою эстафету держа в руке,

Пока над бездной ещё висит

Планета на тоненьком волоске…”

 

Это не максимализм – это ответственность перед предками и за предков:

 

“…Бросьте в спину ушедшему горстку земли -

Ляжет в трещину камня гремучее солнце.

А под камнем коренья и кости сплели

На ушедшем наречии: "Всё обойдётся…"”

 

Ответственность за потомков, за нас… Это сформировавшаяся гражданская позиция автора, выстраданная духовная зрелость.

Тончайшее ощущение трагедии Мира и надежда на его спасения, при ответственности и понимании, что спасать человечество нужно начинать с себя, – вот квинтессенциальная суть молодой поэтессы. – чувственной, хрупкой, открытой, но не по-женски сильной души…

 

“…Одних надевают на голое небо,

Другие за клубочком уходят прочь,

А я уткнулась в тебя до востребования,

С дырами звёзд шерстяная ночь.

 

И внезапно пойму, что зелен твой свитер.

Лебедь - в крапиве, а я - на суде.

Преданные братцы, сестрицу простите,

Убегающую на круги своя

По воде…”

На главную

 

Hosted by uCoz