Владимир Владимирович Маяковский
7(19).7.1893, село Багдади - 14.4.1930, Москва
Владимир Маяковский родился в семье лесничего. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии, общался со студентами-большевиками, вступил в РСДРП. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться". В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов, которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Но если "антиэстетизм" футуристов проявлялся преимущественно в области "чистой" формы, то Маяковский воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи - создать новый доступный и выразительный поэтический язык. "Я хочу быть понят своей страной…"
Находясь в постоянном творческом поиске, Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие...
К творчеству Владимира Маяковского относились и относятся по-разному: одни считают его создателем новой поэтической системы, другие не прощают ему эпатажа, желания шокировать, "социального заказа", считая, что его поэтические опыты не имеют ничего общего с Поэзией. Но, тем не менее, споры о поэзии Маяковского продолжаются и по сей день, а, значит, есть предмет спора как таковой - глубокая диалектика творчества Владимира Маяковского.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Кое-что про Петербург
Слезают слёзы с крыши в трубы,
к руке реки чертя полоски;
а в небо свисшиеся губы
воткнули каменные соски.
И небу
- стихши - ясно стало:туда, где моря блещет блюдо,
сырой погонщик гнал устало
Невы двугорбого верблюда.
1913
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают
-значит
- это кому-нибудь нужно?Значит
- кто-то хочет, чтобы они были?Значит
- кто-то называет эти плевочки жемчужиной?И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит
-чтоб обязательно была звезда!
-клянётся
-не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь если звёзды
зажигают
-значит
- это кому-нибудь нужно?Значит
- это необходимо,чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
Надоело
Не выседел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щёки сожгу огнями губ ему.
Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
"Назад,
наз-зад,
назад!"
Страх орёт из сердца.
Мечется по лицу, безнадёжен и скучен.
Не слушаюсь.
Вижу,
Вправо немножко,
Неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.
Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста:
хоть бы метка была в уголочке вышита.
Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щёк.
Сердце в иступлении,
Рвёт и мечет.
"Назад же!
Чего ещё?"
Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый
-воскресший Леонардо да Винчи.
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому
?Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.
В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь
-тебе
рябое
прочту "Простое как мычание"?
для истории
Когда все расселятся в раю и аду,
земля итогами подведена будет
-помните:
в 1916 году
из Петербурга исчезли красивые люди.
1916
Дешёвая распродажа
Женщину ль опутываю в трогательный роман,
просто на прохожего гляжу ли -
каждый опасливо придерживает карман.
Смешные!
С нищих -
что с них сжулить?
Сколько лет пройдёт, узнаю пока -
кандидат на сажень городского морга -
я
бесконечно больше богат,
чем любой Пьерпонт Морган.
Через столько-то, столько-то лет-
словом, не выживу -
с голода сдохну ль,
стану ль под пистолет -
меня,
сегодняшнего рыжего,
профессора разучат до последних иот,
как,
когда,
где явлен.
Будет
с кафедры лобастый идиот
что-то молоть о богодьяволе.
Склонится толпа,
лебезяща,
суетна.
Даже не узнаете -
я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.
Каждая курсисточка,
прежде чем лечь,
она
не забудет над стихами моими замлеть.
Я - пессимист,
знаю -
вечно
будет курсистка жить на земле.
Слушайте ж:
всё, чем владеет моя душа,
- а её богатства пойдите смерьте ей! -
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самоё моё бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклонённых соберёт мировое вече, -
всё это - хотите? -
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.
Люди!
Пыля проспекты, топоча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово -
не правда ли, дёшево?
Пойди,
попробуй, -
как же,
найдёшь его!
1916
К ответу
Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтобы кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падёт на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра
И душу вытащат.
И растопчут там её
только для того,
чтобы кто-то к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боёв -
свобода?
Бог?
Рубль!
Когда же станешь во весь свой рост,
ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
за что воюем?
1917
Материал подготовила Татьяна а