Влад Цепеш – вымысел и правда

“Граф Дракула” – Влад III Цепеш

 

Художественная литература – главный враг истории. Все образованные люди мира знают, что один из лучших композиторов своего времени, воспитатель самого Ференца Листа, физически не мог отравить Моцарта, скончавшегося от гриппа, он был в отъезде, да и потом, всю жизнь Моцарта, Сальери был его интерпринёром, славой Моцарта мы во многом обязаны Сальери. Но… Пушкину нужен был антипод – его не остановили ни талант Сальери и ни то, что последний и при жизни, и после смерти Моцарта сделал всё, чтобы открыть великому композитору дорогу в Бессмертие. “Моцарт и Сальери” – всего лишь метафора, метафора, обрёкшая Сальери вечному проклятию, приравнявшая его к Дантесу и Мартынову.

Но, несомненно, Брэм Стокер, побил все рекорды. Да, в его романе Дракула – герой, справедливый, нежный, любящий (Стокеру необходимо отдать должное – ирландский писатель не упрекнул Дракулу в кровавых расправах – герой, сражавшийся за свою землю, свою веру, потерял любимую. Бог, во имя которого Влад не щадил своей крови, не уберёг его, и Дракул отвернулся от Бога).

Но “вампиризм” Валашского Господаря – дань моде – превратили во множестве книг и фильмов отчаянного и жёсткого воина и патриота, скорее, не в ужасающий, а в комический персонаж.

Стоит начать с того, что валашский титул Господарь, соответствует не графу, а, либо, князю, в восточноевропейской традиции, либо, герцогу – в западноевропейской. Развенчивать легенду о “вампиризме”, по-моему, не стоит вовсе. Прозвище Дракул (дословно – Дракон), относилось не к валашскому господарю, а к его чёрному арабскому жеребцу – подарку турок. Кстати, и прозвище Цепеш (пронзающий) вошло в титул Влада, вопреки распространённому мнению, не потому, что Влад широко использовал казнь через сажание на кол. О недостоверности этой гипотезы говорят современные Владу хроники, когда молодой господарь на своём чёрном “Драконе” ворвался в плотные ряды турок, ему удалось одновременно нанизать на своё копьё трёх янычар. Собственно, говоря, после этого события, и армия и народ прозвали Влада Цепешем.

О “легендарной жестокости” Влада следует поговорить отдельно. Правление Влада пришлось чуть ли не на самый трагический период для балканских государств. Когда в 1453 году пал Константинополь – последний форпост цивилизованного мира в Азии, началась кровавая экспансия турок на Балканы. Чтобы обеспечить лояльность восточноевропейских монархов, турки брали в заложники их детей. И, хотя пленом это назвать нельзя – царевичи пользовались полной свободой, жили в такой же роскоши, как и сыновья султана – в случае восстания на их родине для царевичей было только два пути – принять мученическую смерть или возглавить карательный отряд янычар, вырезавший население его родной страны. С 7 до 15 лет Влад (до убийства его отца) находился при дворе османского султана в качестве заложника. В то время в Турции, сажание на кол было основным видом казни, Влад видел муки осуждённых почти каждый день. Однако, для Европы, сажание на кол было отнюдь не “бесчеловечной казнью”, а, скорее, незнакомой “экзотикой”, поскольку, вряд ли, широко распространённые в средневековой Европе, колесование и сожжение живого человека на костре были менее жестокими, чем казни Влада. Следует отметить и то, что при Владе, сажали на кол в 90% случаев пленных турецких янычар – Влад платил туркам их же монетой.

Необходимо сказать и о глубокой религиозности Влада. Трижды в Турции, под угрозой смерти, Влада заставляли принять Ислам, но он даже и в мыслях не мог отречься от Православия. Причём, Влад видел в Православии отнюдь не часть государственного аппарата, а собственный путь к спасению. В конце концов, турки предложили Владу стать генералом янычар, но он отказался, вернулся на Родину, чтобы мстить – мстить за отца, за порабощение своей страны.

Когда на голову молодого Влада возложили корону, он выхватил меч, воскликнув: “Смерть туркам!”

Пятитысячная армия Влада разбила наголову пятитысячный турецкий гарнизон. Но турки не сдавались. Всего через месяц на Валахию пошли уже 15000 янычар. Православный Господарь получил подмогу – три тысячи русских воинов, во главе с братом Иоанна Великого. Эта кровавая битва описывается в русских летописях: “Когда луки росичей ударили по туркам, Влад бросился в самую гущу на вороном коне, кровь врага на его мече не успевала застыть, а, когда Господарь оставлял копьё в теле турка, брал копьё павшего воина, направлял против турок и нанизывал оных, как цыплят на вертел. Одиннадцать тысяч турок полегли на поле брани. Армия Влада и Московии почти не понесли потерь. 4 000 турок, среди которых был паша, попали в плен. Церемониться с ними Влад не стал – Православие запрещало рабство, а отпустить турок, – значит увеличить войско, которое нападёт снова (а в этом Влад, совершенно справедливо, не сомневался) на 4 000 янычар. Пленные были посажены на кол. Но и здесь Цепеш соблюдал субординацию – для турецкого паши изготовили кол с золотым наконечником. Русские летописцы описывают репрессии Влада против бояр, пошедших на сговор с турками – то есть изменников, безо всякого намёка на осуждение.

Благодаря освобождению народа от дани османам и произвола бояр, а так же – продуманной налоговой политике Влада, крестьяне и ремесленники Валахии стали одними из самых зажиточных в Европе. А где мёд – там и мухи. Отовсюду в Валахию начал стекаться разный сброд – грабители, отравители, проститутки. Впрочем, некоторые жители самой Валахии привыкли промышлять разбоем, пользуясь периодом безвластия с молчаливого согласия турецких оккупантов. За один день было повешено 3 000 грабителей, а ещё 12 тысяч Влад помиловал, приказав отрубить правую кисть и отпустить. Но и это не дало желаемого результата. Тогда Влад устроил знаменитый “Ужин Прощения”, пригласив в церковь более 2 000 воров, разбойников, убийц, проституток. Ужин был воистину царским – дорогие яства, а – главное – вино лилось рекой. Когда “почётные” гости были уже в стельку пьяны, Влад приказал забаррикадировать церковь и поджёг её. Наутро воины и монахи вынесли обугленные трупы и стали очищать от копоти фрески церкви.

Большинство обывателей считают этот эпизод одним из самых ужасающих злодеяний Влада. А вот если бы он повесил сей “контингент” на рыночной площади, и современники и потомки сочли бы это нормой для средневековья – в Англии и Франции проводились массовые казни на два порядка большего числа людей. Конечно, для современного человека, массовое убийство в церкви – ужасающее кощунство. Но, повторюсь ещё раз, – Влад был очень религиозен, а по христианским канонам – человек умерший в церкви попадает в Рай, не смотря на все его прегрешения. Для человека средневековья было очень важно позаботиться о душе преступника, поэтому позорное повешение было для Влада неприемлемым.

После этого эпизода по Европе стали распространяться слухи, что на улицах Сишиогары – столицы Валахии, можно уронить рубиновую брошь и через неделю подобрать её. Известному английскому путешественнику представился случай проверить – так ли это на самом деле. Он оставил на мостовой усеянный бриллиантами королевский орден, а рядом, на стене, написал по-румынски: “Нашедшему бриллиантовый орден с гербом Британии полагается за возврат два золотых”, и указал свой адрес. Через три дня румынский ремесленник вернул ему орден и всучил два золотых, чтобы англичанин никому не говорил, кто вернул ему орден.

Нельзя сказать, что простой народ стал бояться Влада, напротив, его полюбили за то, что он избавил людей от постоянного страха быть ограбленными и убитыми. На неизменный вопрос иностранцев, рыночные торговцы, ставящие свои лавки прямо у виселиц, отвечали: “Раньше мы боялись турок, бояр и разбойников, а при Цепеше честным людям нечего бояться!”

У Валахии оставался один незаметный, но очень коварный враг – Трансильвания. Это была страна банкиров, поддерживающих и Влада, и оппозиционных ему бояр, и даже турок золотом, которое часто сильнее оружейной стали. При этом, Трансильвания использовала Валахию как буферную зону на пути турецких янычар. И Влад взял Трансильванию. В тот же день 300 банкиров издыхали на кольях, а трансильванское золото пополнило казну господаря. Это золото Цепеш использовал не только для наёма армии, но и для подкупа соседних властителей. Так Влад объединил Валахию, Трансильванию, Молдову и ещё несколько мелких княжеств, фактически создав Великую Румынию, причём румынское государство (за исключением восточной Молдавии, отошедшей к СССР по пакту Риббентроп – Молотов) в данный момент существует в границах Влада. Объединив армии, Влад разгромил уже сорокатысячную армаду турок. Но это была его последняя победа.

Когда турки выдвинули ещё одну сорокатысячную армию, бояре, недовольные политикой Влада, который заботился о народе много больше, чем о них, частью родственники казнённых Владом изменников, частью принявшие католицизм, увели свои армии, оставив Влада один на один с грозным врагом. После нескольких оборонительных сражений, нанесших туркам большой урон, Влад закрепился в крепости Поэнари. Очень дорогой ценой далась туркам её осада, а о взятии не было и речи. Но провизия защитников крепости таяла с каждым днём. Влад совершил отчаянную вылазку, захватив турецкий обоз “в котором к горчайшему сожалению не было свиней”, перебив 500-600 турок. Но турки прибегли к другому оружию – психологическому. 500 стрел с листовками, говорящими о гибели Влада, осыпали Поэнари. К несчастью, одна из этих стрел попала в руки молодой жены Влада. В отчаянье она бросилась с 30 метровой башни, стоящей над пятидесятиметровым обрывом…

Теперь, у защитников Поэнари, которая так и осталась непобеждённой, была провизия, но Влад потерял самое дорогое в своей жизни. Влад сел на вороного Дракула и отправился к венгерскому королю, просить подкрепление – армию Московии не пустили предавшие Влада бояре. Цепеш надеялся, что католики – всё равно – христиане, которые, забыв о межконфессиональных спорах, выступят против неверных, но… Влада заключили в тюрьму, где он провёл 12 лет, отказавшись стать католиком. Но судьба оказалась к нему благосклонной – через 12 лет турки стали угрожать Венгрии. Тогда Влад, как политик, согласился принять Католичество – освобождение Родины было для него важнее спасения собственной души. Совместной румыно-венгерской армией турки были разгромлены, неся колоссальные, порядка ста тысяч, потери.

И тогда Влад, покаявшись, вернулся в Православие. Однако, распоясавшаяся за время двенадцатилетнего заключения Влада знать, не желала возвращения прежних порядков. Бояре, большинство которых перешли в католицизм, тем не менее, настраивали против Влада православное духовенство и народ, как против католика. Но и это не помогло. Дело решила предательская стрела в спину, пущенная шурином Влада, пятнадцатью годами раньше осуждённым на смерть за измену – сговор с турками - и помилованным по личной просьбе трагически погибшей жены господаря.

Престол занял молодой сын Влада – сильный политик и талантливый полководец, однажды заманивший тридцатитысячный отряд турок в лес, где они и были перебиты лучниками, засевшими на деревьях. Но его правление продолжалось недолго – через два года после восшествия на престол, молодой господарь был отравлен по прямому приказу Папы Римского, стремившегося насадить католичество ядом и кинжалом в православных странах. После смерти наследника, государство Влада раскололось на несколько мелких княжеств. Однако, православная церковь ещё долго доминировала в Валахии – Влада Цепеша даже причислили к лику святых. В народной памяти, в румынском фольклоре Влад Великий – Собиратель земель занимает то же место, что королевич Марко в Сербском. На протяжении нескольких веков Влад Цепеш оставался символом освобождения от османского гнёта. То и дело венгры и даже турки видели на холме “призрак Влада” - фигуру человека в чёрных доспехах с тяжёлым копьём, поднимающего на дыбы своего вороного арабского жеребца, который повергал захватчиков в суеверный ужас. Скорее всего, румыны успешно пользовались распространённой легендой о тени Великого Влада, который отказался от Рая, чтобы вечно охранять от врага свою Родину.

Когда в Румынии возобладало Католичество, которое боялось Влада даже мёртвого – как символа объединения румынского народа в борьбе за свободу, оно, практически, предало Влада анафеме, используя для этого и народную легенду о бессмертной Тени Освободителя, и всячески потакая слухам о вампиризме Влада и его связи с нечистой силой.

Позднее, гробница Влада была осквернена и разграблена, сатанисты средневековья разных мастей неизменно пили смесь вина и наркотика из “черепа Дракулы” (которых, кстати, было не меньше, чем "Животворных гвоздей Святого Распятия") на своих чёрных мессах.

Брэму Стокеру осталось только литературно оформить эту, не имеющую ничего общего с историей, легенду.

Святослав Артомонов.

На главную

Hosted by uCoz