ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа «Введение в историю английского романа», опубликованная в Англии в 1951—1953 годах,— итог многолетней научной деятельности английского литературоведа и критика-марксиста Арнольда Кеттла.
Профессор Лидского университета А. Кеттл — один из немногих марксистов среди преподавателей английской высшей школы. «Введение в историю английского романа» в известной мере предназначалось и для студенчества, изучающего английскую литературу, но прежде всего — для широкого читателя.
Взыскательную работу лектора и педагога А. Кеттл совмещает с общественно-политической и литературной деятельностью. Он часто выступает на страницах прогрессивной английской печати по актуальным вопросам текущей литературы и литературной жизни. (Несколько статей Кеттла было опубликовано и в нашей периодике.)
За последние годы, кроме «Введения в.историю английского романа», А. Кеттл напечатал два больших исследования: «Карл Маркс — основоположник современного коммунизма» (1963) и «Коммунизм и интеллигенция» (1964). ч
Вклад А. Кеттла в марксистское литературоведение Англин немаловажен, и работы его заслуживают внимательного изучения.
Положение литературоведа и критика-марксиста в Англин чрезвычайно сложно. Его деятельность либо замалчивается, либо подвергается тенденциозным — чаще всего пренебрежительным — оценкам. С другой стороны, в силу исторически сложившейся обстановки многие из критиков-марксистов сами до известной степени испытывают воздействие буржуазной эстетики.
Английскими литературоведами-марксистами написано немало интересных и содержательных работ. Некоторые из них посвящены общим вопросам, другие — творчеству того или иного писателя. Можно уже с полным основанием говорить об английской марксистской литературоведческой традиции, и А. Кеттл занимает почетное место среди тех, кто развивает эту традицию сегодня.
«Введение в историю английского романа» может по справедливости быть названо одним из наиболее интересных исследований, вышедших из-под пера английских литературоведов-марксистов. Книга отличается стройностью композиции и четкой целенаправленностью. А. Кеттл не стремился написать ни историю английской литературы, ни историю английского романа. Он обращается прежде всего к широкому читателю, притом, заметим сразу, к читателю английскому, воспитанному на представлениях, сложившихся в школе, воспитанному на работах популярных исследователей и педагогов, воспитанному буржуазной традицией. Цель автора — заронить в таком читателе интерес к новому изучению английского романа, побудить его по-новому подойти к знакомым книгам.