«Она ей в общем-то не понравилась. Эмме не хотелось бы спешить и выискивать недостатки, но ей показалось, что в той нет благородства. Есть самоуверенность, но нет благородства.
Она была почти убеждена, что для молодой незнакомой женщины, только что вышедшей замуж, та держится чересчур уж непринужденно. Внешность у нее была недурная, лицо не лишено прелести, но ни черты лица, ни манера держаться, ни голос, ни повадки не отличались благородством. А Эмма надеялась встретить хотя бы это». 1
Великолепная ясность, уверенность мазка, свойственные Джейн Остин, неповторимы. В ином, быстро меняющемся обществе такая четкость представлений невозможна.
Однако чрезмерный акцент на устойчивости и, следовательно, ограниченности мира Джейн Остин может придать нашему подходу к ее романам узость и механистичность. «Эмма» не представляет собой произведения, изображающего только свою эпоху, это не «комедия нравов». Мы читаем этот роман для того, чтобы познакомиться не только с прошлым, но и с настоящим. Нам с вами следует задаться вопросами, одновременно трудными и важными: какой интерес представляет для нас «Эмма» в настоящее время и какую пользу мы можем из нее извлечь?
Какую ценность представляет для совершенно преобразившегося сегодняшнего общества роман, рассказывающий (с большим мастерством и реализмом) об обществе и социальных устоях, давно ставших достоянием прошлого? Ставить этот вопрос таким образом было бы, однако, беспредметной затеей. Если и сейчас «Эмма» покоряет наше воображение и вызывает в нас сочувствие (а воздействие этого романа именно таково), то, следовательно, либо роман Остин обладает для нас несомненной ценностью, либо мы дарим свое сочувствие кому попало и придерживаемся весьма сомнительных идеалов.
Когда вопрос ставится в такой плоскости, становится ясно, что те, кто читают «Эмму» с удовольствием, а затем заявляют: «но сейчас она совсем не звучит»,— фактически принижают роман, относясь к нему не как к живущему в веках художественному произведению, которым они только что наслаждались, а как к безжизненной картине общества прошлого. Подобное отношение пагубно и для искусства и для жизни. Более правильно задаваться вопросом, почему этот роман все еще продолжает нас волновать.