Эта подозрительность была побочным продуктом житейского успеха. Пуританство, распространение которого неразрывными узами связано с ростом торговых классов , не испытывало потребности в игре воображения, потому что реальная действительность приносила высокие дивиденды — и не только в буквальном значении этого слова. Принцип «помогай сам себе» мог служить вполне удобным этическим принципом лишь в глазах людей, питавших непреклонную уверенность в возможности процветания, и этот принцип — основа мировоззрения Дефо и его читателей. В своем похвальном слове среднему классу отец Робинзона Крузо говорит, «что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что меньше всего их приходится на долю людей среднего достояния, не подверженных стольким превратностям судьбы, как знать и простонародье; даже от недугов, телесных и душевных, они застрахованы больше, чем те, у кого болезни вызываются пороками, роскошью и всякого рода излишествами, с одной стороны, тяжелым трудом, нуждой, плохим и недостаточным питанием — с другой, являясь, таким образом, естественным последствием образа жизни. Среднее состояние — наиболее благоприятное для расцвета всех добродетелей, для всех радостей бытия; изобилие и мир — слуги его; ему сопутствуют и благословляют его: умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия. Человек среднего состояния проходит свой жизненный путь тихо и гладко, не обременяя себя ни физическим, ни умственным непосильным трудом, не продаваясь в рабство из-за куска хлеба, не мучаясь поисками выхода из запутанных положений, лишающих тело сна, а душу покоя, не снедаемый завистью, не сгорая втайне огнем честолюбия. Окруженный довольством, легко и незаметно скользит он к могиле, рассудительно вкушая сладости жизни без примеси горечи, чувствуя себя счастливым и научаясь каждодневным опытом понимать это все яснее и глубже». 1 Для таких людей реальная жизнь была достаточно хороша, и отсюда вытекает стремление Дефо убедить их, что то, что он описывает, и есть «реальная жизнь». Отсюда также его стремление добавить поучение, «когда он вспоминает о нем».