Введение в историю английского романа
Фильдинг в отличие от Ричардсона не является трагическим романистом

Вот как решается вопрос о непреходящей ценности художественных произведений. Им свойственно отражать драматические коллизии и непрестанный бег жизни, который, принимая все новые и новые формы, ни на мгновение не останавливается. Жизнь развивается в процессе борьбы и изменений. Одна битва жизни кончается, другая начинается. Одна трагедия завершается, но перед нами встает наша собственная трагическая дилемма. Она тоже в свое время будет разрешена, хотя, быть может, и не нами, и разрешить ее поможет опыт прошлого. Подобно тому как жизнь, пусть она полна трагедий, не трагична (иначе она не продолжалась бы тысячелетиями), так и искусство, рождаемое определенной эпохой и обстановкой, не носит преходящего и относительного характера. Чтобы наслаждаться «Клариссой», нужно подходить к ней несколько снисходительно и рассматривать ее в исторической перспективе. Но рассматривая ее только в исторической перспективе, мы не сумеем получить наслаждения. Прошлое и настоящее и отличны и неотделимы друг от друга. Ричардсон создал художественное произведение, созвучное нашему времени, именно потому, что на его пути встретилась одна из реально существовавших проблем, одна из актуальных проблем его времени.

Фильдинг в отличие от Ричардсона не является трагическим романистом, и в его произведениях нет ничего от ричардсоновского драматического пафоса. Характерно жанровое определение, данное им своему первому роману «Джозеф Эндрус»: он назвал его комическим романом, точнее, «комическим эпосом в прозе». Фильдинг гораздо активнее Ричардсона стремился писать произведения, направленные против рыцарских пасторальных романов. «Джозеф Эндрус»— несомненно, «анти-Памела»— осмеивает все, что казалось Фильдингу нереальным и фальшивым в романе Ричардсона. Фактически Фильдинг вполне сознательно стремится (здесь очевидно влияние Сервантеса) создать форму художественного произведения, которая в обществе XVIII столетия играла бы ту же роль, которую играл эпос в менее развитых общественных формациях. Его роман должен был быть реалистическим и в то же время критическим отражением жизни своего времени.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz