Введение в историю английского романа
традиции «комедии темпераментов»

Жаль, что над «Контрапунктом» Хаксли А. Кеттл производит настолько суровый суд, что неоспоримые достоинства сатирического произведения совершенно стушевываются перед лицом этой критики. Как бы ни был ограничен Хаксли в своем видении английского общества и даже тех его кругов, которые он описывает, успех его романа в свое время нам кажется не случайным.

По-настоящему спорной, хотя, может быть, и наиболее своеобразной, нам представляется глава, посвященная сразу четырем авторам — Вирджинии Вульф, Беннету, Уэллсу и Голсуорси. В основу этой главы положена мысль, что Вирджиния Вульф, выступившая в конце первой четверти XX века с критикой Беннета, Уэллса и Голсуорси, имела на то все основания. Оставим пока в стороне вопрос о том, с каких эстетических и философских позиций велась эта критика, и посмотрим, как оценивает сам А. Кеттл творческое наследие Уэллса и Голсуорси.

Заметим прежде всего, что нам представляется неправомерным говорить об искусстве Уэллса на основании такого его романа, как «Тоно-Бэнге». Этот роман не лучшая и, во всяком случае, не самая типичная уэллсовская вещь, и говорить об искусстве писателя, минуя его научно-фантастические романы или такие книги, как «Мир Уильяма Клиссольда», «Самодержавие мистера Парэма» или «Игрок в крокет», думается, очень нелегко. А. Кеттл же ограничивается разбором «Тоно-Бэнге» и на этом основании приходит к неоправданно суровым выводам, сетуя на отсутствие у Уэллса значительных характеров и яркого изображения жизни.

Прочитав соответствующие страницы «Введения», наш читатель будет огорчен опять-таки односторонностью суждений о Голсуорси, суровой оценкой популярного у нас романа «Собственник». Эволюция автора «Саги о Форсайтах» шла не по восходящей, а по нисходящей линии. Все писавшие у нас о Голсуорси солидарны в одном: «Собственник»— лучшее, наиболее реалистическое произведение писателя.

А. Кеттл подчеркивает преимущественно слабые стороны Голсуорси-прозаика. Для автора «Введения» Голсуорси, даже в период создания «Собственника», — художник, реализм которого весьма относителен, представитель «мещанского искусства». Заключительное замечание критика, где он, опираясь на мнение Д. Г. Лоуренса, заявляет о неспособности Голсуорси изображать кого-либо, кроме «паразитов-форсайтов», и намекает на внутреннее тождество Голсуорси и его персонажей, нельзя назвать лучшим «резюме» творчества большого художника-реалиста.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz