Хотя я вовсе не собираюсь утверждать, что делаю какие-то открытия относительно произведений, разбираемых в этой работе, я все же неуклонно стремлюсь вскрыть существо каждого романа и показать, к какому типу данный роман относится и о чем в нем идет речь. При анализе романа, так же как и стихотворения или пьесы, нельзя ограничиваться лишь композицией и характеристиками действующих лиц. Прежде чем оценивать составные элементы произведения или даже определять критерии для наших суждений, мы должны составить себе представление о каждом романе в целом.
Конечно, отбор книг произведен мною несколько произвольно. Я вовсе не утверждаю, что выбрал лучшие девять романов века. Я не разбираю многие произведения, которые хотел бы включить в книгу, и испытываю особенно острое чувство неудовлетворения по поводу того, что величайший английский романист Диккенс представлен здесь произведением, которое никоим образом нельзя считать его лучшим романом, хотя, с моей точки зрения, эту книгу Диккенса обычно недооценивают. Но я могу не колеблясь сказать о выбранных мною книгах, что все это хорошие романы (хотя и не в одинаковой степени), их нетрудно разыскать в библиотеках и в них ставится ряд важнейших проблем, имеющих общий интерес и значение.
Первоначально я планировал закончить работу анализом творчества Конрада, относящегося к началу текущего столетия. Но такая концовка показалась мне неудовлетворительной, Все повисло бы в воздухе. Я поставил бы ряд проблем, связанных с современной художественной литературой, но не дал бы ответа на них, а это вызвало бы раздражение у читателя и могло быть воспринято как проявление моей трусливости. Поэтому было решено довести исследование (моя книга, правда, не заслуживает столь пышного определения) до настоящего времени и разделить его на два тома. Первый том кончается анализом «Миддлмарча». Прервать изложение на этом прекрасном романе Джордж Элиот представляется вполне уместным, ибо произведение это в ряде отношений являет собой кульминационный пункт развития художественной прозы викторианской эпохи. Второй том начинается с разбора романов Генри Джеймса и Сэмюэля Батлера (произведений весьма не сходных и в то же время стоящих ближе к нашему столетию, чем романы Джордж Элиот). Далее следует анализ некоторых тенденций и новых явлений в художественной литературе XX века.