Введение в историю английского романа
отличительные признаки исторически сложившихся типов реалистического метода

С другой стороны, нельзя пройти мимо отдельных моментов в теоретических взглядах А. Кеттла, которые могут вызвать некоторое недоумение наших читателей. Речь идет преимущественно о «семантике» автора, о непривычности некоторых из его терминов; эта непривычность может привести к неверному пониманию того, что А. Кеттл хочет сказать.

Так, теоретическую концепцию А. Кеттла несколько искусственно усложняет свободное обращение автора с термином «pattern» («ткань, рисунок, образец»), поскольку смысл этого термина в разных главах и даже на разных страницах книги различен. Означает он у А. Кеттла и систему образов, и художественную систему автора, и его замысел, и основную проблему, а в некоторых случаях и сюжет книги. Поначалу можно заключить, что этот термин применяется А. Кеттл ом для обозначения единства двух начал — мировоззренческого и эстетического (или, точнее, формального). А. Кеттл говорит о том, что художественная система каждого романа, рождаясь в творческом воображении писателя, определяется вместе с тем жизнью, исходит из нее. Однако и здесь уже ощущается зыбкость термина, которая становится очевидной по мере развития конкретного историко-литературного анализа. (Думается, что редакция русского издания поступает правильно, переводя «pattern» в различных случаях по-разному, исходя в каждом случае из того смысла, который это слово имеет в данном контексте работы А. Кеттла х.)

Оговорим и другой момент, где терминология может затемнить смысл. Понимание того, какое произведение автор считает реалистическим, не представляет труда, хотя сам термин «реализм» и применяется А. Кеттлом довольно свободно. Автор «Введения», как, впрочем, и другие английские ученые, не разделяет точку зрения советских литературоведов, установивших отличительные признаки исторически сложившихся типов реалистического метода: например, реализм просветительский, критический ит. д. Ведя разговор о реализме и реалистах XVIII—XX столетий, А. Кеттл не различает исторический тип их метода, не отмечает его характерологические черты и нередко прибегает к непривычному для нас термину «социальный реализм». (См. главы, посвященные разбору романов века, с одной стороны, и главы об Остин, Скотте или Диккенсе,— с другой.)

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz