Введение в историю английского романа
отличительные признаки исторически сложившихся типов реалистического метода

Не во всем убеждает нас и деление А. Кеттлом романистов на две категории: на тех, кто исходит из непосредственного опыта, из непосредственных наблюдений над жизнью, и тех, кто ставит в своих произведениях заданные проблемы. На этом разделении основывается мысль А. Кеттл а о двух традициях в английском романе, традиции плутовской и аллегорической, или назидательной. Английские романисты, развивающие традицию плутовского романа, не стремятся, по А. Кеттлу, чему-либо учить читателя. Они рисуют жизнь и предоставляют художественным образам говорить за себя. Те же, кого А. Кеттл связывает с традицией романа-притчи, подходят к жизни с заданным решением, предъявляя к ней заранее определенные моральные требования.

Подобная классификация может показаться советскому читателю схематичной. Впрочем, нет оснований спорить с А. Кеттлом, когда он утверждает, что лучшие произведения искусства именно потому воспринимаются как шедевры, что «в них система изображения жизни полностью отвечает мировосприятию автора, и наоборот». И А. Кеттл, на мой взгляд, гораздо ближе к нашему пониманию различных подходов художника к изображению действительности, когда утверждает, что одни писатели не осознают до конца свою жизненную философию, другие ясно отдают себе отчет в том, что хотят сказать, но при этом и те и другие неизбежно отражают в книгах свое мировоззрение.

Наибольший интерес для советского читателя представляет основная часть работы А. Кеттла — очерки, посвященные разбору отдельных произведений. Читая книгу А. Кеттла как цикл очерков, хронологически следующих истории литературы г, читатель найдет в ней множество интересных, свежих мыслей, богатую цепь наблюдений и нередко — оригинальность анализа.

Такие главы, как «„Радуга” Д. Г. Лоуренса» или «„Улисс” Д. Джойса», представляют самостоятельный академический интерес, их значение выходит за пределы задач учебного пособия для начинающего изучение английского романа. Несомненный вклад в марксистское изучение наследия Д. Остин представляет собой глава, посвященная разбору «Эммы», хотя трактовка А. Кеттлом искусства Остин в некоторых положениях и спорна. Оригинален очерк, посвященный роману Эмилии Бронте «Грозовой перевал», остро написана глава о романе С. Батлера «Путь всякой плоти».

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz