Термин «критический реализм», который отсутствует в работе А. Кеттла, ввело в обиход советское литературоведение. Не упрекая, понятно, кого-либо из писателей прошлого или настоящего в том, что в их книгах нет изображения больших проблем эпохи, советские литературоведы разграничивают, однако, исторически обусловленные методы реализма. И признавая большое мастерство Остин — автора «Эммы» и других замечательных романов,— отдавая должное тонкости ее реалистического рисунка, мы бы все же подчеркнули отличие ее метода от метода английских реалистов «блестящей школы», вступивших в литературу позже, в 30 — 40-е годы XIX века, в иной исторической обстановке, тех реалистов, которых советское литературоведение на основании ряда выраженных в их творчестве тенденций называет представителями реализма критического. Диккенсу и Теккерею была свойственна та же классовая ограниченность, что и Остин, но это не мешало им вскрывать самые страшные общественные язвы, обрушивать весь свой гнев на основы господствующей социальной системы.
Глава о романе Вальтера Скотта содержит много интересных соображений и послужит ценным материалом для изучающих творчество писателя. Несомненный интерес представляет разбор особенностей творчества Скотта, которые позволяют причислить го одновременно к романтикам и к реалистам. Этй соображения тем более любопытны, что выходят за пределы общих задач «Введения» и в сущности касаются той проблемы метода, которая, как мы отмечали, А. Кеттлом специально не ставится .
А. Кеттл справедливо утверждает, что эпический характер романам Скотта придают прежде всего широта охвата изображаемого материала и историзм. Исследователь отмечает глубокую связь искусства Скотта с национальной традицией и наряду с этим — отсутствие непроходимой стены между его романтизмом и реализмом. Для английского читателя, воспитанного на работах литературоведов, как правило причисляющих Скотта к романтикам, это утверждение А. Кеттла обладало в свое время большой новизной. Справедливы и замечания Кеттла о противоречиях, живших в сознании Скотта и наложивших отпечаток на все его романы. Как и другие романтики, Скотт ненавидел капитализм, считал, что промышленный переворот разрушает былые социальные связи, которые обеспечивали при прежнем общественном укладе «если не равенство... то во всяком случае, известную сердечность во взаимоотношениях между людьми».