Введение в историю английского романа
Рыцарский роман

Рыцарский роман становился все более популярным в сред ние века по мере того, как общественные отношения и классовые различия, свойственные феодализму, приобретали все более окостеневшую форму. Связь между появлением правящего класса, обладающего досугом, и развитием рыцарского романа весьма показательна. Конечно, это не означает, что только класс, имевший много свободного времени, читал или слушал произведения подобного рода. Напротив, свойство этих романов «подменять жизнь» (переносить читателя в более прекрасный и добрый мир) делало их особенно привлекательными в глазах тружеников — тех, кто больше всего нуждался в забвении жестокой и тягостной действительности.

По мере роста разделения труда и, как его следствия, усиления поляризации классов образ жизни правящей верхушки стал все резче отличаться от образа жизни большинства населения. Уже давно в силу своих имущественных прав эта верхушка жила лучше других. А теперь стала жить и совсем не так, как другие. Мужчины из правящего класса сами уже больше не обрабатывали свою землю и не продавали свою продукцию на рынке, а платили за это (не обязательно деньгами) другим. Женщины из этого класса стали особенно сильно отличаться от женщин других классов по характеру деятельности и даже внешностью. Поэтому и представления, и взгляды правящего класса неизбежно тоже приобрели иной характер. Его культура во всех своих многочисленных проявлениях менялась.

В литературе эти изменения происходили в сторону отхода от реализма, от откровенного и свободного описания жизни, от ресурсов всего общества в целом г. Да и как могла существовать теперь полная откровенность? Ведь у правящего класса были не только свой собственный образ жизни и, следовательно, свои нормы поведения и идеалы, приобщиться к которым народ мог только в мечтах и грезах. У правящего класса были также и свои тайны, делиться которыми с народом он не собирался и признаваться в которых до конца не хотел даже самому себе. Правящий класс в первую очередь интересовало не то, как живет народ (слово «вульгарный», первоначально означавшее только «народный», стало приобретать новый оттенок). Правящий класс создавал культуру, которая не просто доставляла удовольствие, но и укрепляла и защищала позиции этого класса. Такая культура не опирается и не может опираться на реализм (хотя время от времени и появлялись реалисты и тем самым революционеры в искусстве,— такие, как Чосер). В основе феодальной культуры лежит рыцарская романтическая героика.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz