Введение в историю английского романа
Джейн Остин принадлежит XVIII веку

Это не только блестяще написанная комическая сцена, настоящая пьеса с одновременными действиями и реакциями нескольких резко отличных друг от друга персонажей, сгруппированных вместе, индивидуализированных и связанных воедино тесными узами. Здесь достигается эффект, абсолютно невозможный на сцене.

«Зеленый атласный капот» недосягаем ни для театра, ни для Дефо и Фильдинга. С его помощью (а он представляет собой лишь один рядовой пример находок Стерна) раскрываются новые возможности романа. Пример Фильдинга, умевшего представить образ как бы только в двух измерениях, в «Тристраме Шенди» подвергается сомнению. Стерн ощущает капризность жизненных явлений, видит фактуру опыта как нечто более тонкое, более сложное, более неуловимое для передачи, чем она представала в изображении его предшественников, включая Ричардсона. Он по-новому, смелее использует богатство языка (над ним веет дух Рабле): для него характерны обыгрывание многозначности слов, смелая изобретательность, фразы, словно замирающие при повышении голоса персонажами: «Сколь огромные армии были у нас во Фландрии» и т. п.

Но никому не следует расточать слишком большие похвалы. Многие из счастливых находок «Тристрама Шенди»— это всего лишь зародыши, наметки будущих достижений. В книге чересчур много вычурности и банальности. Тем не менее это прекрасное произведение, все детали которого доставляют постоянное наслаждение, даже если общее впечатление от книги может быть и неудовлетворительным. Это роман, значительно расширивший границы английской прозы и усложнивший ее задачи.

Называя Джейн Остин последним романистом XVIII столетия, мы подразумеваем не только ее «классический» стиль. Джейн Остин принадлежит XVIII веку и в том смысле, что опысываемая у нее жизнь —это жизнь общества, сложившегося в результате английской революции XVII века. Георг Лукач в «Очерках европейского реализма» пишет:

«Великие английские романисты XVIII столетия жили в послереволюционный период, и это сообщает их произведениям атмосферу прочности и уверенности, а также некоторую самодовольную близорукость».

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz