Введение в историю английского романа
Тема романа «Эмма»— брак

Следующий ниже раздел не претендует на полный и исчерпывающий анализ английского романа XIX века. Такие интересные с историко-литературной точки зрения фигуры, как Бульвер-Литтон и Мередит, вообще в нем не рассматриваются. Мне хотелось бы показать, кроме того, почему, скажем, Троллоп — менее крупный писатель, чем Джордж Элиот, но для таких подробностей не остается места.

В очерках о писателях XIX века делается попытка оценить специфические качества ряда романов и определить роль их авторов в развитии художественной прозы. Эти романы объединяют сложные и тонкие узы истории, объединяет борьба художников, которые сами являются действующими лицами истории,— борьба за честное и жизненное искусство, которую они вели, опираясь на все, что было накоплено духовным сознанием их эпохи.

Тема романа «Эмма»— брак. Но когда формулируешь ее таким образом, то видишь всю недостаточность формулировки, инстинктивно чувствуешь, что тему «Эммы» нельзя выразить одним словом. И все же целесообразно начинать анализ этого произведения с убеждением в том, что в романе есть центральная тема. Сейчас, особенно после статей госпожи Ливис , нет никаких оснований считать Джейн Остин гениемсамородком или доброй тетушкой, умевшей рассказывать истории, которые по какой-то причине продолжают нравиться читателям. Джейн Остин — серьезная и вдумчивая писательница, увлеченная творчеством и решавшая большие творческие проблемы. Она много раз перерабатывала свои произведения, переписывала заново целые романы, заменяя эпистолярную форму повествовательной, тщательно и экономно перераспределяя материал и, как все выдающиеся художники, проявляя большую заботу о форме. Ей было чуждо всякое «дамское рукоделие» в литературе.

В «Эмме» рассказывается о супружестве. Роман начинается одним браком — замужеством мисс Тейлор, кончается тремя, повествуя в промежутке между ними еще о двух супружествах. Тема романа — супружество, но не абстрактное о нем понятие. В романе нет ничего от «назидательной притчи». Тема разрабатывается в конкретных, фабульных проявлениях. И когда утверждают, что тема в «Эмме» играет важную роль, то это вовсе не значит, что роман Остин следует трактовать так же, как «Джонатана Уайльда». Это говорится лишь для того, чтобы нейтрализовать тенденцию рассматривать фабулу как нечто самодовлеющее. Недостаточно сказать, что в «Эмме» речь идет о супружестве, но нельзя ограничиться и заявлением о том, что здесь рассказывается об Эмме.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz