Введение в историю английского романа
сюжет «Тома Джонса»

Если «Джозеф Эндрус» резко отличен от «Джонатана Уайльда», то еще глубже отличается от них обоих «Том Джонс». Сильнее всего в этом романе поражает, пожалуй, его необычный, экспериментальный характер. Несмотря на всю внешнюю уверенность, ловкость, с которой играет автор свою роль кукольника, несмотря на высокое мастерство в построении сюжета, Фильдинг не перестает нащупывать путь, меняя плоскости повествования, непрестанно изучая возможности, заключенные в избранной им для изображения среде.

Однако при этом «Том Джонс» вовсе не оставляет впечатления, будто его автор беспокойно что-то ищет и экспериментирует. Фильдинг-автор здесь так же уверен в себе, как и в «Джозефе Эндрусе». Как отмечали многие критики, сюжет «Тома Джонса» разработан с величайшим мастерством. Здесь чувствуется рука опытного профессионального драматурга, — им и был Фильдинг. Еще больше способствует общему впечатлению уверенности характер мировоззрения Фильдинга, скептический, но оптимистический. Он воспринимает жизнь спокойно, всегда полный любопытства, часто исполняясь негодованием, но никогда не страдая от неизлечимой боли. Его мироощущение нельзя назвать философией, во всяком случае оно не связано с осознанной философской системой. Это скорее умонастроение, приятие определенных норм и взглядов. Как большинство писателей XVIII столетия, Фильдинг твердо уверен в своем мире. Он не самодоволен, но уверен — уверен в том, что проблемы, стоящие перед человеческим обществом, перед его обществом, могут быть и будут решены с помощью гуманных чувств и разума. Эта вот непоколебимая уверенность, терпимость определяют тон «Тома Джонса» и, как нам кажется, раздражают тех критиков, которые верят в «общественного человека» меньше, чем Фильдинг, оптимизм которого ошибочно принимается ими за толстокожесть.

Экспериментальный характер романа можно соотнести и с постоянным вниманием Фильдинга к своему художественному методу. Писателя волнует вопрос, как лучше увлечь читателя. Как создать на страницах романа образ того или иного героя? Как достичь напряжения, не обманывая читателя и не отказываясь от своей роли всемогущего кукольника? Фильдингу все время приходится сталкиваться с тем, что замысловатость сюжета ослабляет силу созданных им образов. И правда, в «Томе Джонсе» сюжет слишком закручен. Там есть положения, не вытекающие гармонически из столкновения характеров и побудительных мотивов героев. Герои романа в свою очередь не живут полной жизнью. Почти все они—«плоские» фигуры, написанные в духе «комедии темпераментов», следовавшей полезной, хотя и примитивной физиологической теории средних веков. Да и язык, свойственный «комедии темпераментов», сохранен в романе. Когда речь идет о любовных похождениях Тома Джонса, среди прочего упоминается «темперамент» героя. Фамилия господина Олверти уже говорит о том, каким он задуман.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz