Введение в историю английского романа
положительные идеалы Фильдинга

Достоинства и недостатки образа Тома Джонса соответствуют этому противоречию. Его сила заключается в энергии и непосредственности реакций Тома, а слабость — в элементе идеализации, отражающем непритязательную веру Фильдинга в добрые качества человеческого сердца. Не слишком ли легко умывает руки Том в деле с Молли Сигрим? И не кроется ли причина этого в нежелании дать оценку «непосредственности» Тома с точки зрения конкретной социальной обстановки? Что еще более важно, может ли один счастливый брак оправдать существование мира, в котором господствуют блайфилы? Действительно ли Том и Софья обладают столь сильным оружием против этого мира?

Главная линия романа, линия Тома и Софьи, является наилучшим конкретным выражением мировоззрения, которое Фильдинг стремился воплотить в своей книге. Быть может, правильнее сказать, что впечатление, которое производит на нас история Тома и Софьи, лучше всего помогает нам понять характер и правомерность мировоззрения Фильдинга. Однако мы никак не можем приблизиться к Тому и Софье. Фильдинг нарочно не подпускает нас к ним. Ироническая характеристика Софьи, данная при первом ее появлении фактически представляет собой способ вообще не давать ее характеристики. Несколько позднее Фильдинг пишет о своей героине следующее:

«Что же касается теперешнего состояния души ее, то я придерживаюсь правила Горация: не покушаться на описание чего бы то ни было, если нет надежды на успех. Большая часть читателей легко представит его и собственными силами, а те немногие, которые не могут этого сделать, все равно не поймут его или сочтут неестественным, как бы хорошо я ни изобразил его.» Это намеренное нежелание дать читателю возможность посмотреть на героев романа вблизи, которой автор предпочитает описание ситуации, нельзя безапелляционно относить к недостаткам художественного мастерства Фильдинга. Напротив, оно представляет собой важную черту его комического метода. Он хочет, чтобы читатель наблюдал жизнь, а не сопереживал ее. Поэтому он всегда стремится подойти к конкретному через самое общее. А это определяет стиль, изобилующий абстрактными существительными, обобщающими повествование, отдаляющими от читателя конкретные эмоции, и все же — благодаря тому, что собственные социальные воззрения Фильдинга (а потому и его язык) определенны и ясны,— вызывающими у читателя реакцию сдержанную и точную .

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz