Введение в историю английского романа
Притчетт правильно указал корень всех бед романа «Путь всякой плоти»

По своим философским воззрениям Батлер отнюдь не был типичным рационалистом поздневикторианской эпохи, как это может показаться на первый взгляд (ненависть к церковникам, механистические представления о наследственности, одержимость дарвинизмом). В действительности он был ближе к философской позиции Юма:

«Ведь главный судья — это вера, а не логика. Подобно тому как все дороги ведут в Рим, так и все философские системы, с которыми мне когда-либо доводилось знакомиться, в конечном итоге ведут либо к какой-нибудь явной нелепости, либо к выводу, который мы уже неоднократно подчеркивали на этих страницах: праведные живут верой, иначе говоря, разумные люди идут по жизни, руководствуясь не теорией, а практическим опытом, каковой они истолковывают наиболее удобным для себя образом, и — ради успокоения собственной же совести — не ставя слишком много вопросов. Возьмите любой факт и попытайтесь осмыслить его до конца — очень скоро вы придете к этому же заключению, которое является единственным спасением от какой-нибудь явной глупости.»

Вообще-то говоря, это не бог весть какая глубокая философия, но она, во всяком случае, представляет собой эмоциональную попытку вырваться их тисков как идеализма, так и механистического материализма. Охарактеризованная Батлером «вера» слишком туманна и не может предложить ничего сколько-нибудь удовлетворительного взамен того или другого, но зато она порождает здоровое уважение к жизни, глубоко подозрительное отношение ко всякому идеализму (находящее отражение в трактовке Батлером понятия «совести», которое он явно связывает с влиянием религиозных и антигуманных философских взглядов) и неприятие (выраженное в самом слове «вера») детерминистской пассивности механистического материализма.

Об истинной ценности предлагаемой Батлером «веры» можно судить по общему впечатлению от романа «Путь всякой плоти». Наименее удачная сторона романа (сравнение с Юмом и игрой в триктрак имеет прямое отношение к делу) обусловлена тем обстоятельством, что автор ставит знак равенства между «разумными людьми» и просвещенными скептиками викторианской эпохи, принадлежащими к классу буржуазии. Этим объясняется вялость и безжизненность последней части романа, этим же вызвано и сложившееся у Притчетта впечатление, что «Эрнест Понтифекс — фигура слишком мелкая».

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz