«Ностромо, или повесть о приморье» (такой подзаголовок, явно недостаточно характеризующий сущность книги, дал ей автор) является политическим романом в самом широком смысле слова — в том смысле, который вкладывали в слово «политика» Аристотель и Маркс. Действие развертывается на фоне жизни южноамериканской республики (изображенной, как я уже говорил, с донельзя ощутимой конкретностью). Сюжет охватывает революцию, в результате которой устанавливается либеральный парламентский режим, контрреволюцию, поднятую беспринципными авантюристами, и, наконец, новую революцию, приводящую к власти в провинции, где происходит действие, либералов. Либералов — сторонников буржуазной парламентской системы — отличает от контрреволюционеров главным образом большая обходительность в манерах. Они пользуются финансовой и прочей поддержкой владельцев серебряных рудников Сан-Томэ, являющихся самой большой силой в стране. Рудниками управляет англичанин Чарльз Гульд, за которым стоит американский капитал. Главная тема романа, которая лежит в основе «личных» сюжетных линий, создающих собственно «повествование»,— это разлагающая, развращающая власть серебряных копей, которая оскверняет все, на что распространяется ее влияние. Копи обесчеловечивают Гульда и губят его семейную жизнь; превращают в посмешище либеральные идеалы приверженцев парламентаризма и христианскую веру американского капиталиста; совращают неподкупного Ностромо, капатаса грузчиков, символизирующего заветные чаяния народа.
С точки зрения писательского мастерства «Ностромо» является поразительным достижением Конрада. Метод Конрада представляет для нас особый интерес, ибо Конрад сталкивается здесь с характерными проблемами современного романиста. Ему предстояло изобразить широкую картину действительно
сти, в которой частности не должны были заслонить главного; передать социально-политическую реальность и ее отражение в ио-разному развитом сознании; отразить бесконечно многообразные взаимосвязи персонажей; придать каждому из действующих лиц индивидуальность, рассматривая вместе с тем каждого как часть единого целого; короче говоря,— показать людей в обществе.