Введение в историю английского романа
Между 1925 и 1950 годами в Англии не появилось ни одного великого романиста

«Мелкотемье и пессимизм». Может быть, мне просто не нравятся эти романы? Да нет, дело не только в этом. Отмечая, что творчество Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, Артура Кестлера, Грэма Грина и Эвелина Во пессимистично, что, рисуя состояние человечества, эти писатели создают картину безнадежную и, следовательно, никак не вселяют в нас дух бодрости, я не высказываю просто личное мнение, я говорю о реальном положении вещей. Конечно, все эти романисты сталкиваются с неблагодарным материалом, пишут об обществе, в котором наблюдаются все классические симптомы упадка. Но важно и то, что сами романисты полностью разделяют взгляды изображаемого ими общества. Они — не просто писатели, описывающие декаданс. Они — писатели-декаденты.

Нас могут спросить: ну и что же в этом плохого? Чем плохи пессимизм и декаданс? На это, мне думается, нужно ответить: пессимизм и декаданс означают отрицание жизни и, следовательно, отрицание художественного творчества. Нельзя, конечно, игнорировать существование несчастий и ошибок. Приходится признавать и то, что пессимизм и упадок составляют часть жизни людей, с которой нужно считаться, сколько ее не замалчивай. Никто не собирается отрицать, что «Макбет» так же важен и интересен, как «Зимняя сказка». Но, раскрывая в «Макбете» с беспримерной силой власть зла, не давая нам возможности забыть о его реальности, Шекспир нигде не пропагандирует мыслей, будто сама жизнь есть зло или лишена смысла, будто человек обречен в силу своих врожденных несовершенств. Обречен у Шекспира Макбет, но не Шотландия.

Читателя, считающего, что жизнь такова, какой она предстает в романах Грэма Грина, нелегко убедить в том, что Грэм Грин не является крупным писателем. Но в конечном итоге рассчитывать нужно не только на этого читателя, но на всех читателей, населяющих земной шар. Обращение к такой аудитории обычно звучит несколько претенциозно, так же как вопросы госпожи Рэмсей о «Смысле Жизни». Однако всякая литературная критика, чтобы не стать сухой и «сектантской», не может забывать о том, что такая аудитория существует.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz