В одной из глав «Контрапункта» Элинор и Филип Куорлз едут по пригороду Бомбея, и их машина переезжает собаку:
«Собака, перебегавшая через дорогу впереди машины, вывела ее из задумчивости. Как неожиданно ворвалась она в узкую вселенную автомобильных фар! Бегущая во весь опор, она существовала какую-то долю секунды и снова скрылась во тьме по другую сторону освещенного мира. Другая собака внезапно появилась на ее месте, преследуя первую.
О! — воскликнула Элинор,— ее...— Огни автомобиля метнулись в сторону и снова вперед; машину мягко встряхнуло, словно одно из ее колес переехало камень, но камень взвизгнул,—... задавит,— закончила она.
Ее уже задавило.
Шофер-индус обернулся, улыбаясь во весь рот. Видно было, как сверкнули его зубы.
Собака! — сказал он. Он гордился своим умением говорить по-английски.
Несчастное животное! — Элинор вздохнула.
Сам виноват,— сказал Филип,— зачем не смотрел. Вот чем кончается погоня за самкой!»
В широко известном эпизоде другого романа Хаксли — «Слепой в Газе»—собака падает с самолета на плоскую крышу здания, забрызгав кровью загорающих там влюбленных. Когда в «Сути дела» мерзкий Уилсон отправляется в публичный дом, он видит из своей машины, что «в канаве валялась дохлая собака и дождь барабанил по ее белому раздутому брюху» . Та же собака встречается в романе и раньше, в разгар очень важного эпизода. Герой романа Скоби ведет машину и размышляет о коррупции, пустившей глубокие корни в колонии:
«И это была сущая правда. На всякое обвинение во взяточничестве ты слышал здесь контробвинение. Всегда можно было сослаться на еще более бесстыдную продажность в другом месте. Сплетники из Администрации делали нужное дело: они внушали мысль, что доверять нельзя цикому. Это все-таки лучше, чем преступная терпимость. И за что только, думал он, круто сворачивая, чтобы объехать дохлую собаку [курсив мой.— А. К.]у я так люблю эти места? Неужели потому, что человеческая натура еще не успела здесь прикрыться личиной? Никто тут не станет болтать насчет земного рая. Рай находится на своем положенном месте — по ту сторону могилы, а по эту сторону царят несправедливость, жестокость и подлость, которые в других местах люди так ловко умеют скрывать. Тут можно любить человека почти так, как его любит бог, зная о нем самое худшее; тут вы любите не позу, не красивое платье, не надуманные чувства...»