При чтении «Сути дела» вас не покидает ощущение того, что автор слишком настойчиво стремится посвятить вас в свои идеи, не считаясь с художественными «нормами». И хотя все произведение Грина в целом сделано чрезвычайно умело, его отличает какая-то чрезмерная гладкость, и потому, если серьезно в него вдуматься, оно звучит неубедительно.
Не слишком ли навязчива драматическая ирония Грина? То, что Скоби толкнула на путь взяточничества серия «необходимостей» (начиная с необходимости утешить жену, расстроенную тем, что он не будет назначен полицейским комиссаром) и что эти «необходимости» рождают новые и новые неожиданности, правомерно служит материалом для иронии. Но когда все без исключения эпизоды, все повороты сюжета в одинаковой степени обманывают ожидания героя, это выглядит настолько маловероятным, что сводит на нет художественный смысл романа. Книга начинает приедаться, как узор дешевых обоев.
Я не ставлю под сомнение то обстоятельство, что писатель должен, руководствуясь своими художественными принципами, отбирать материал и делать упор на каких-то отдельных его сторонах. Я не утверждаю, что полное правдоподобие — необходимое условие любого художественного сюжета. Никто не сочтет правдоподобным сюжет «Ромео и Джульетты», но в нем есть внутренняя оправданность и динамика, придающие трагедии убедительность. Шекспир не претендует на то, что его произведение воплощает жизнь «как она есть». Он не ставит своей целью обнажить «суть дела». А претенциозность метода Грина ведет к тому, что жизнь втискивается у него в подобие смирительной рубашки.
Для подтверждения этой мысли приведем еще один пример. Правдоподобно ли принесение в жертву слуги Скоби — Али? Тот факт, что Скоби отдает Али во власть Юсефа, превращает в бессмыслицу всю концепцию образа Скоби, на которой строится роман. Совершенно очевидно, что включение этого эпизода подсказано не художественной необходимостью, а воплощаемой в романе системой взглядов. Если бы отношения между Скоби и Али не были нарушены подозрениями Скоби, то из романа можно было бы извлечь какие-то позитивные гуманистические идеалы, но этого, по мнению автора, следует избегать любой ценой.