Введение в историю английского романа
Сила романа Кэри

Вот так штука! — с удивлением говорит Джонсон.— Этот бой был таким влиятельным человеком — еще бы, лучший друг «вазири»! У него была большая власть, и вот, нате вам, бедняга очутился здесь — да что там, вы сами видели! Друзья, тут есть над чем задуматься.

Пастухи-«фулани» не удостаивают его даже взглядом.

Да, это заставляет задуматься о том, как должен быть человек осмотрителен, как должен он быть осторожен.»

В этом отрывке трагическая ирония, пусть даже и не очень тонкая, бьет прямо в цель. Ирония заключается не только в том, что безграничное великодушие Джонсона, его полнейшая неспособность отличить врага от друга предстают здесь перед нами доведенными до абсурда; еще более глубокий смысл кроется в том, к какому философскому выводу приходит Джонсон (надо сказать, это один из немногих моментов, когда Джонсон пытается высказать свои взгляды на жизнь). «Мораль», которую он извлекает из того, что с ним произошло, диаметрально противоположна истине.

Сила романа Кэри состоит, по моему убеждению, не только в глубоком и исполненном сострадания понимании автором сущности трагедии своего героя, но и в той замечательной проницательности, с которой писатель постигает место мифа в жизни народов, стоящих на первобытном уровне развития. Джонсон — такой, каким он изображен в романе,— является не только пассивной фигурой, не только внушающей жалость жертвой империализма, но и человеком, наделенным неповторимой самобытностью, бьющей через край энергией и жизнелюбием, большими нераскрытыми способностями, неистощимой находчивостью, с которой он парирует удары, обрушивающиеся на него он сам не знает почему. И прежде всего Джонсон глубоко понимает родной народ, неразрывно связан с ним. Трагедия Джонсона — маленького чиновника — глубока; трагедия Джонсона — поэта и героя — несравненно глубже.

В связи с этой стороной романа Кэри мне вспоминается другое замечательное произведение нашего века —«Удалой молодец — гордость Запада» Дж. М. Синга. Вот о чем там рассказывается. Труса, лишенного и тени героизма, народ окружает героическим ореолом, ибо людям нужна легенда, чтобы скрасить свое скучное существование. Кристи Мэгон, прославившийся тем, что убил собственного отца, становится живой легендой и в этом образе изменяет жизнь людей. Когда же в кульминационный момент появляется живой и невредимый отец Кристи, люди теряют своего «удалого молодца», зато Кристи находит себя и легенда ему в этом помогает: легенда назвала его героем; теперь он им стал в действительности.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz