Введение в историю английского романа
Отношения людей в романах Форстера

Вот в этом-то последнем предложении Форстер разочаровывает нас, раскрывая слабость своих положительных идеалов. Ведь это абсолютная неправда, что «малая толика искреннего сожаления» сделала бы Британскую империю «институтомсовсем иного свойства», и именно заявления подобного рода дали основание Д. С. Сэведжу (в статье, которая в целом представляется мне весьма несправедливой) писать о «Поездке в Индию»:

«...На уродливые явления, связанные с пребыванием англичан в Индии, не брошено даже и беглого взгляда, а все вопросы рассматриваются так, как будто их можно решить в личном общении и в личном поведении, не затрагивая ничего, что лежит глубже.» 1

На это обвинение можно, конечно, ответить: Форстер пишет роман об отношениях между людьми, а не трактат о политической обстановке в Индии. Но ответ этот не совсем убедителен, ибо сам Форстер, благодаря постоянным переходам от частного к общему, подчеркивает тесное переплетение этих двух элементов. Ощущение того, что Форстер ненавидит английские привилегированные школы больше, чем условия, вызвавшие их к жизни, идет не на пользу его романам.

Еще одно следствие недостаточности положительных идеалов Форстера заключено в туманности образа госпожи Мур. Трудно сказать, чем, собственно, эта туманность определяется. Госпожа Мур подается «многозначительно». Она первой знакомится с Азизом в мечети. Она первой, казалось бы, уничтожает пропасть между Востоком и Западом. Затем в Марабарской пещере на ее долю выпадает странное психическое переживание и ей является видение, вызванное мертвенным, враждебным пещерным эхом. Это видение разрушает ее искреннюю, хотя и не очень глубокую, христианскую веру, оставляет ее обессиленной и пассивной. Считая Азиза невиновным, она тем не менее разрешает отправить себя в Англию, не дав показаний в его пользу. По пути, в Индийском океане, она умирает. Поездка в Индию оказалась для нее поездкой в одну сторону.

Госпожа Мур, и при жизни и после смерти, играет важную роль в романе. Тут невольно напрашивается сравнение с госпожой Рэмсей из романа «К маяку» и с образом, весьма напоминающим госпожу Рэмсей,— с госпожой Уилкокс из «Ховарде энд». Все эти женщины находятся в гуще жизни, связаны с процессами природы и благодаря какой-то глубокой интуиции проникаются таинствами вселенной. Мне кажется, что их можно соотносить с архетипом Матери.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz