Введение в историю английского романа
Недостаток «Повести о старых женщинах»

По существу мне хочется написать в своей книге чуть ли не обо всем. Я рассматриваю роман как нечто всеобъемлющее...»

Уэллс, несомненно, считал себя,— если полагать, что он об этом задумывался,— продолжателем традиций Фильдинга, Теккерея и Сэмюэла Батлера. Задачу, которую он себе поставил в «Тоно-Бэнге», можно передать знаменитыми словами Фильдинга — автора «Джозефа Эндруса»: создать «комический эпос в прозе».

К сожалению, это определение выявляет роковую уязвимость доспехов Уэллса. О «Тоно-Бэнге» нельзя говорить как об «эпосе в прозе», потому что в этом романе нет ничего поэтического. В отличие от «Джозефа Эндруса» и даже от «Пути всякой плоти» в нем нет внутреннего художественного единства, той объединяющей «единой и неделимой» темы, которая наводит порядок в, казалось бы, случайной и капризной «жизни», в сыром материале романов Фильдинга и Батлера.

А в «Тоно-Бэнге» должна быть система. Она, так сказать, сама напрашивается. Возвышение и падение дядюшки Пондерво, как и юные годы Джорджа, могли бы послужить материалом для «эпоса в прозе». В «сыром материале» книги, видит бог, много интересного, предостаточно там и юмора и, что очень редко встречается у современных писателей, есть и эпический элемент. Уэллс — такой автор, которого читатели склонны недооценивать, пока вновь не вернутся к его книгам. Тогда их поражают удивительная полнокровность его произведений и его острый ум. Это ум более отшлифованный, тонкий и всеобъемлющий, чем помнилось по прежнему знакомству. Это не случайно. От книг Уэллса не сохраняется яркого, многостороннего впечатления, потому что Уэллс не добивается в своих романах адекватного художественного выражения своего видения жизни.

Частично это объясняется его неисправимо небрежным, неряшливым методом работы над романом. Он не дает себе даже труда поискать нужное слово, не говоря уже Об организации всего материала. Очень часто он просто не думает об этом. Скажем, для главы «О том, как я украл куап» сойдет псевдоконрадовский стиль — и дело с концом. Происходит это не потому, что Уэллс не умеет хорошо писать. Как однажды было замечено, «его дар находить яркую метафору, слово, вызывающее его восторг своей фактурой, время от времени молнией сверкает среди океана напыщенных и дешевых мыслей». Он действительно обладал подлинным даром писателя — оживлять случайную сцену, подобную той, что описана на страницах, предшествующих смерти Эдварда Пондерво:

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz