В «Тоно-Бэнге» место личных и социальных столкновений заняло высказывание мнений, потому что Уэллс старается уйти от этих столкновений и ищет убежища в своих представлениях о них. Как подчеркивает Кодуэлл в своей блестящей, хотя и резко критической работе, Уэллс по рукам и ногам связан своим мелкобуржуазным мировоззрением. Если жизнь ускользает из его рук, то происходит это оттого, что он не может заставить себя и своих героев активно и по доброй воле участвовать в жизни, какая она есть на самом деле.
Первый том «Саги о Форсайтах»—«Собственник»— стал «бестселлером» и поэтому обладает, помимо литературного, еще и социологическим значением.
Романы Голсуорси представляют собой яркий образец «среднелобой» литературы, одного из интереснейших явлений нашего времени. «Среднелобая» литература, если говорить без обиняков,— это литература низшего порядка, приспособленная к специфическим вкусам и запросам «средних классов» и тех, кто сознательно или бессознательно приемлет их идеалы. Она может считаться литературой низшего порядка по целому ряду причин — ведь каждая плохая книга плоха по-своему. Но для того чтобы быть отнесенной к категории «среднелобой» литературы, она должна, помимо прочих своих недостатков, трепетно соблюдать определенные условности, которые окружены святым ореолом в глазах читателей тех библиотек, где обслуживается более или менее привилегированная публика. Хотя в «среднелобых» книгах допускается упоминание о том, что не принято упоминать, и иногда даже изображение этого, там не дозволено выходить за рамки приличий и вышеупомянутых условностей. Было бы абсолютно неверно рассматривать такую литературу лишь как нечто «промежуточное»: получше, чем литература низкопробная, и похуже, чем «высокая» литература. Характерная черта этой литературы — не ее качество, а ее адрес.
Но несправедливо подходить к «Собственнику» только как к «среднелобому» произведению. Этой книге нельзя отказать в серьезности и глубине, которых мы не встретим в более позднем творчестве Голсуорси.