Введение в историю английского романа
Роман «К маяку» явился попыткой Вирджинии Вульф

«В мир, где от живописца ждут, что он будет либо фотографом, либо акробатом,— писал Клайв Белл,— ворвались постимпрессионисты, заявляя, что прежде всего он должен быть художником.» Слова Клайва Белла тесно смыкаются с критикой Вирджинии Вульф. Фотографы и акробаты — те же «материалисты», поглощенные бесплодными техническими приемами. Белл и Вульф по существу недовольны одним и тем же.

Я не считаю себя вправе решать, чье искусство оказало большее влияние на творчество Вирджинии Вульф — импрессионистов или постимпрессионистов . Пожалуй, понятие «импрессионизм» (во всяком случае, в применении к литературе) вполне пригодно для характеристики метода Вирджинии Вульф, ее интереса к самой фактуре человеческого опыта, ее попыток схватить «мириады впечатлений», улавливаемых индивидуальным сознанием, соединить в единое, значимое целое, казалось бы, разноречивые и случайные элементы того или иного конкретного положения.

Термин «поток сознания», часто применяемый к методу Вирджинии Вульф, представляется мне, когда дело касается романа «К маяку», столь же мало подходящим, как и «символизм». Он вполне уместен, когда речь идет о прозе Дороти Ричардсон, об отдельных томах великого произведения Пруста или о заключительной части «Улисса» Джойса. Эти писатели действительно пытались, по крайней мере на каком-то этапе, изображать реальную жизнь только как поток впечатлений, воздействующих на сознание отдельной личности и переданных через восприятие разных сознаний. Вирджиния Вульф в данном романе (в «Госпоже Дэллоуэй» дело принимает иной оборот) преследует другую цель. Чей поток сознания дается в романе «К маяку»? Фокус в нем все время перемещается. Мы не смотрим на целое ни глазами госпожи Рэмсей, ни даже глазами Лили Бриско.

Вирджиния Вульф строит свой роман почти так же, как художник — например, ее Лили Бриско — пишет картину. (Конечно, различие тут есть. В роман Вульф вторгается время. Раздел книги, озаглавленный «Время проходит», получился, как мне кажется, каким-то манерным, нарочито утонченным и довольно неубедительным.) Великая забота Вульф о фактуре и форме очень напоминает заботы живописцев. Здесь добавляется мазок, там удлиняется линия, мгновение заполняется случайной беседой у проема в зеленой изгороди, и цель всего этого — не развитие фабулы, не раскрытие конфликта, не проникновение в мир героя, хотя все эти элементы, быть может, в неясной форме и присутствуют, а эффект момента, прожитого во времени: сгусток красок, очертаний и теней, тон голоса, предвзятые мнения и несварение желудка — все, что составляет, по убеждению Вирджинии Вульф, Жизнь.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz