Введение в историю английского романа
ДЭВИД ГЕРБЕРТ ЛОУРЕНС. «РАДУГА»

Об этом и говорит «Радуга»: о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, о борьбе за достижение покоя и внутренней удовлетворенности в огромном охвате многоцветной радуги видимой вселенной. Тут, пожалуй, придут на ум образы, созданные Шекспиром в «Антонии и Клеопатре», где драматурга больше, чем где-либо еще, волновала проблема личного и общественного, связь сокровенной жизни человека и космоса. У Шекспира меньше мистицизма, чем у Лоуренса. Мир опоясывает многоцветная дуга Римской империи, и когда Клеопатра рисует последний, великолепный портрет Антония, чья «рука увенчивала землю», мы замечаем в ее словах самообман, подсказанный воображением, который можно назвать романтическим, несмотря на всю двусмысленность такого определения. Этой аналогией увлекаться, может быть, не стоит, но факт остается фактом: Шекспира и Лоуренса связывает сходный символический образ — радужная арка, которая уносится ввысь, опоясывая землю.

Радуга — символ правоты, непрерывности (поэтому в ней и заложена прямая сексуальная аналогия) и гармонии.

Ее появление в конце романа Лоуренса связано с многочисленными образами плодородия, которыми богата наша литературная традиция, в том числе с образом освобождения пустынной земли от проклятия бесплодия. Но прежде чем вызвать этот последний образ, Лоуренс подготавливает наше воображение, благодаря чему его радуга, хоть и заключает в себе (как мы увидим) отрицательный мистический элемент, вырастает все же из конкретного человеческого опыта.

В романе «Радуга» прослеживается ряд личных взаимоотношений, в первую очередь отношения Тома Бренгуина и Лидии Ленской, Уилла и Анны, Урсулы и Скребенского. Лоуренс прекрасно знает, что личные взаимоотношения не существуют в вакууме. Ни один из персонажей «Радуги» не вырван из контекста ситуаций и связей, переживаний и событий, сделавших его тем, что он собой представляет. Характеры меняются, развиваются и все же сохраняют свое ядро. Анна — самодовольная, беспечная, не слишком симпатичная мать девяти детей— остается все той же юной дикаркой, сдержанной и чем-то запуганной, той самой девочкой, с которой мы знакомимся в первый ее приезд в Марш с матерью-иностранкой. Несмотря на свое явное стремление искать обобщения, когда дело касается личных взаимоотношений, Лоуренс ни на минуту не забывает о тех в корне отличных друг от друга предпосылках, которые лежат в основе каждой ситуации.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz