Введение в историю английского романа
изученная фальшивая арка «Радуги»— церковь

«Деятельность мужчин во внешнем мире.» Она выступает тут оборотной стороной медали, она представляет ту сторону жизни людей, без которой удовлетворение личных физических потребностей бессмысленно и невозможно. «Радугу» пронизывает обоюдоострая мысль: человек — это неповторимая личность, которой надлежит делать выбор и тем определять развитие заложенных в нем возможностей; но человек — это и социальное существо, часть более крупного целого, повернутого лицом ко вселенной и стремящегося покорить ее. Персонажами «Радуги» владеет стремление, страстная и отчаянная потребность устроить для себя такие взаимоотношения, которые позволили бы им слиться со вселенной, свести на нет противоречие между «отдельной» личностью и социальным существом.

По ходу романа Лоуренс делает несколько бесплодных попыток решить эту проблему, возвести фальшивые арки, которым так и не удается зацепить внутренний мир человека и породнить его с космосом. Одна из таких попыток — надежда на помощь природы; вспомните родство с почвенными процессами, которое ощущают первые Бренгуины-фермеры, или нависший свод деревьев, под которыми Урсула хочет на время укрыться от бури в последней главе. Другая «арка» — это мир науки, «пространство под дуговой лампой... зажженной достигшим высочайшего .уровня сознания человеком» х, мир, который Урсула, в бытность свою студенткой в Ноттингеме, на какое-то мгновение признает, но потом отвергает.

Наиболее полно изученная фальшивая арка «Радуги»— церковь. Она предстает в полусимволическом ореоле уже в самом первом абзаце романа: «Когда бы любой из Бренгуинов, работая в поле, ни поднимал голову, он всегда видел колокольню Илкестонской церкви, одиноко выступавшую на фоне неба. И когда он вновь обращался к земному горизонту, он уже не мог не ощущать чье-то далекое и могучее присутствие.»

Здесь церковь недвусмысленно выдвигается как предполагаемая «радуга», и Лоуренс неоднократно возвращается к этой теме на последующих страницах романа, особенно в главе «Собор», где раскрывается значение Линкольнского собора для Уилла Бренгуина. «Далеко от времени, всегда за пределами времени! Между востоком и западом, между восходом и заходом, церковь лежала подобно семени, готовому прорасти в тишине и мраке, затихшему после смерти. Замкнув в себе рождение и смерть, весь шум и быстротечность жизни, собор был затихшим, огромным, спрятанным в оболочку семенем, из которого уже не мог произрасти будущий цветок лучезарной жизни, чье начало и конец образуют замкнутый круг тишины. Охваченная поясом радуги, алмазная мгла перекладывала тишину на музыку, свет — на тьму, плодородие — на смерть. Так семя накладывает листок на листок и тишину на корни и цветы, скрывая тайну всего, что находится между его частями, смерть, из которой оно выпало, жизнь, в которую упало, бессмертие, связанное с ним, и смерть, к которой оно вновь приобщится.»

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz