Наше знакомство с Доротеей Брук и упоминание пресвятой девы во второй фразе первой главы определяют первый мотив романа—мотив «Святой Терезы». Весь ход повествования в книге первой, вплоть до появления Лидгейта, свидетельствует о продолжающемся развитии этой темы. Доротея занимает центральное место в романе; ее ограниченность и незрелость, ее «теоретический» склад ума, ее восторженность, ее тяга к жизни более полноценной, дающей более глубокое удовлетворение, чем прозябание в Типтоне или Миддлмарче,— все это описано просто великолепно.
В течение некоторого времени Миддлмарч играет в романе такую же роль, как и Хайбери в «Эмме»: это мирок, в котором живут Доротея, Кэзобон и прочие персонажи, причем Джордж Элиот очень тонко показывает, как Миддлмарч сделал их такими, каковы они есть. Нам не приходит в голову мысль отделить этих персонажей от окружающего их общества. Доротея все-таки не Святая Тереза. Это умная и впечатлительная девушка, принадлежащая по своему происхождению к классу землевладельцев, который был в начале XIX века правящим классом страны. Она полна лишь наполовину осознанной неудовлетворенности пустой светской жизнью, которую ведут женщины ее круга; стремится к чему-то большему, чем косное себялюбие ее знакомых; обращается к религиозному пуританизму и возвышенной благотворительности (коттеджи для работников с фермы) в поисках применения своих неизрасходованных душевных сил; на свою беду, она забирает в голову, что сможет осуществить свои заветные мечты, выйдя замуж за Кэзобона.
После появления в романе Лидгейта, а вслед за ним семейства Винси и Балстрода вся композиция претерпевает существенные изменения. Известно, что Джордж Элиот по сути дела соединила в «Миддлмарче» два романа, которые первоначально мыслились как два совершенно отдельных произведения: одно должно было называться «Мисс Брук», другое посвящалось истории жизни Лидгейта. Но даже не зная об этом, мы еще до окончания книги первой обнаружили бы, что «Миддлмарч» существенно меняется. В главе XI, сразу же после нашего первого знакомства с Лидгейтом и Розамонд, Джордж Элиот сама обращает на это наше внимание: