Введение в историю английского романа
В первых главах романа

Это «нечто иное» отчетливо проступает в том месте текста, что начинается словами: «В старом провинциальном обществе...» Читая этот отрывок, мы начинаем понимать, что центр в романе действительно переместился, и история жизни мисс Брук отныне уже не самоцель, а лишь отправная точка. Теперь нашему вниманию предлагается не больше и не меньше, как картина медленной эволюции всего старого провинциального общества. То, что было фоном, стало главной темой.

В предшествующей части книги уже были признаки, показывающие, что к этому идет дело. В первых главах романа изображение Доротеи тесно, неразрывно связано с изображением того общества, частицей которого она является, связано настолько, что представляется едва ли не неизбежным, что более углубленная разработка образа Доротеи должна повлечь за собой и более подробное, чем раньше, рассмотрение мирка Миддлмарча. Несомненно, как раз это и побудило Джордж Элиот изменить первоначальный план романа и озаглавить его «Миддлмарч». Пытаясь дать оценку роману, мы должны поставить кардинальный вопрос: в какой степени удалось автору осуществить свой грандиозный и далеко идущий замысел — установить и показать связь между жизненной историей каждого из персонажей (Доротеи, Лидгейта, Балстрода) и общей панорамой миддлмарчского мирка?

В чрезвычайно интересном разделе своей книги «Великая традиция» Ф. Р. Ливис пишет о творчестве Джордж Элиот: «В «Феликсе Холте» Джордж Элиот, как бы извиняясь за то, что она столько места уделяет «социальным сдвигам» и «делам общественным», говорит: «не существует частной жизни, которая не определялась бы более широкой общественной жизнью». Художественная задача, подразумеваемая в этом замечании, блестяще разрешается писательницей в романе «Миддлмарч», где ее гений проявляется в глубоком анализе характеров в их индивидуальном своеобразии». С этим последним утверждением (о глубоком анализе) нельзя не согласиться; вряд ли можно добавить что-нибудь новое и к замечаниям Ф. Р. Ливиса о Кэзобоне, Лидгейте, Розамонд и Балстроде; не вызывает сомнения и справедливость его оценки образов Лэдисло и Доротеи.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz