Введение в историю английского романа
Миддлмарч обрекает на крушение жизненные планы и надежды всех главных героев

В конечном счете взгляды Джордж Элиот на общество носят механистический характер. Писательница имеет всестороннее представление о власти и влиянии общества, но очень слабое представление о том, как меняется это общество. Вот почему ее нравственные оценки, так же как и общественные воззрения, статичны. «Все мы рождаемся несмышленышами в нравственном отношении, и мир служит нам выменем, через которое наше божественное я всасывает пищу духовную.» Эта метафора, употребленная в данном контексте с изрядной долей иронии, показательна для совершенно механистического мировоззрения Джордж Элиот (перекликающегося в этом отношении с представлением Локка о человеческом сознании как о чистом листе бумаги), согласно которому личности отводится в основном пассивная роль: она воспринимает впечатления, меняется под воздействием внешнего мира, но сама не в состоянии изменить его.

Не случайно в «Миддлмарче» так редко осуществляются высокие жизненные устремления персонажей. Миддлмарч обрекает на крушение жизненные планы и надежды всех главных героев, за исключением Доротеи, Лэдисло, Мери и Фреда, причем Мери и Фред не терпят поражения только потому, что они не вступали по-настоящему в борьбу с понятиями и ценностями миддлмарчского общества. Правда, Мери и Гарты отвергают наиболее отвратительные стороны морали XIX века: стяжательство старика Фезерстона, прикрытую лицемерием аморальность Балстрода,— но они приемлют как нечто должное и неизбежное уклад жизни Миддлмарча. Личная честность, цельность характера и упорный труд в рамках существующего положения вещей — вот какой идеал поведения ставит Мери перед Фредом. Сами по себе эти критерии заслуживают всяческого уважения, но вряд ли они могут послужить достаточным ответом (как это сразу же выясняется, стоило лишь применить их для разрешения дилеммы, стоявшей перед Лидгейтом) на глубокие моральные проблемы, поднимаемые в произведении. Бросается в глаза, что на тех страницах книги, где развивается линия Гарт-Винси, напряжение гораздо слабее, чем в эпизодах, посвященных Доротее, Лидгейту или Балстроду.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz