Введение в историю английского романа
Миддлмарч обрекает на крушение жизненные планы и надежды всех главных героев

Поскольку Джордж Элиот, с одной стороны, ненавидит идеалы изображаемого ею общества, а с другой,— питает несокрушимую веру в человека, которую не в силах подорвать ее механистическая философия, она должна каким-то образом разрешить стоящую перед ней дилемму. Не может же писательница, чьим благородным гуманизмом проникнут весь роман — даже его недостатки и слабости,— эмоционально покориться философии, которая обрекает ее героев на вечное прозябание в мире Миддлмарча. Вот почему она придает такое значение теме Святой Терезы. Мало того, что эта тема занимает в романе большое место: затрагивая ее, автор пишет, словно захлебываясь от наплыва чувств и потеряв всякий контроль над собой, что даже несколько смущает читателя. Отсюда и возникает проблема Доротеи и Лэдисло. Ф. Р. Ливис блестяще раскрыл природу неудовлетворенности Доротеи, указав, что в создании этого образа большую роль сыграло желание писательницы воплотить в нем свои собственные чаяния.

«Доротея... является продуктом «духовной жажды» самой Джордж Элиот — ее идеализированным представлением о себе, рожденным в грезах наяву. Это упорное сохранение среди потока повествования постоянного островка незрелости представляется крайне досадным недостатком книги. Мы попеременно сталкиваемся то с объективной проницательностью зрелой, уравновешенной и умудренной опытом женщины, то с эмоциональной неустойчивостью и самовозвеличением, характерными для юношеского возраста.»

И все-таки, несмотря на проницательность Ф. Р. Ливиса, трудно полностью согласиться с его выводом, что «слабой стороной книги... является образ Доротеи». Ибо если образ Доротеи является слабостью книги («прогрессирующей» на протяжении всего романа), то также справедливо и обратное: сильная сторона книги связана с образом Доротеи. Ведь, несмотря на все наши оговорки, именно Доротея, как никто другой, захватывает наше воображение. Именно ее стремление к жизни более благородной, чем строй жизни Миддлмарча, представляет собой важнейшую позитивную силу в романе — силу, которая в первую очередь противостоит тенденции изображать общество как статичную, несокрушимую власть, извне господствующую над персонажами. Именно ей, Доротее, да еще Лэдисло, удается бунт против духовных ценностей Миддлмарча.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz