Введение в историю английского романа
ГЕНРИ ДЖЕЙМС БАТЛЕР ХАРДИ

Я придаю большое значение установлению связи между слабыми сторонами романа «Миддлмарч» и ограниченностью философии Джордж Элиот. В романе Элиот имеются художественные слабости двух видов, на первый взгляд не связанные между собой и даже противоположные друг другу. Во-первых, это тенденция к своего рода бескрылой тяжеловесности, восходящая корнями, как мы видели, к статичному взгляду на общество и мораль. Во-вторых, это неоправданно повышенная эмоциональность при описании взаимоотношений Доротеи и Лэдисло. На самом деле эти слабые стороны не противоречат друг другу — скорее, это две стороны одной медали. Ведь не что иное, как недостатки механистического мироощущения писательницы, начисто лишенного диалектического чувства противоречий и движения жизни, побуждают ее идеалистически подойти к изображению духовных запросов Доротеи.

Подобно тому как слабостью романа «Война и мир»— несмотря на присущее Толстому огромной силы и проницательности чувство диалектики жизни, диалектики зарождения и развития — является механистический, детерминистский взгляд автора на историю, так и в романе «Миддлмарч» недиалектическая философия Джордж Элиот ослабляет то общее воздействие на читателя, к которому стремится писательница. И все же надо признать, что ни один романист до Джордж Элиот не пытался столь же осознанно и добросовестно изобразить взаимозависимость явлений общественной жизни и отношений людей друг с другом. Джордж Элиот — большая писательница, искренняя и исполненная человеколюбия. Может статься, что, несмотря на слабости, присущие произведениям Элиот, писателям будущего ее «Миддлмарч» принесет больше пользы, чем любой другой английский роман.

ГЕНРИ ДЖЕЙМС БАТЛЕР ХАРДИ

Конец одной эпохи означает наступление другой. Три романа, с рассмотрения которых начинается эта часть работы, отнюдь не обращены лицом к прошлому. Авторы этих романов — Джеймс, Батлер и Харди — плоть от плоти своей эпохи. Если их называют последними викторианцами, то это вовсе не значит, что они упрямо цеплялись за безвозвратно уходящий в прошлое мир, и только. Нет, в их творчестве вполне ощутимы веяния будущего.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz