Введение в историю английского романа
В романе «Женский портрет» иллюзорность представления о свободе

Наше окончательное суждение должно зависеть от кульмиг национной точки, от знаменитой концовки «Женского портрета». Именно на основании своего окончательного впечатления мы должны будем решить, действительно ли Джеймс ведет честную игру с Изабеллой и с нами, читателями, действительно ли он глубоко и с полнейшей объективностью (в наименее «холодном» смысле этого слова) раскрывает перед нами трагическую ситуацию или он передергивает, подсовывая нам не живое отражение действительности, а лишь подобие жизни, которое на короткий миг сходит за саму жизнь. Но, прежде чем мы приступим к анализу финала книги, отметим еще одну странную слабость романа, сразу же бросающуюся в глаза. Почему автор, подробно описывая все важнейшие этапы в развертывающейся перед нами жизненной истории Изабеллы, совершенно обходит стороной период, непосредственно предшествующий ее решению выйти замуж за Осмонда? Ведь как получается в книге? Изабелла знакомится с Осмондом, узнает его немного поближе, затем на год уезжает, пустившись в компании мадам Мерль в путешествие по Европе и Ближнему Востоку. И вот, вернувшись, она принимает решение выйти замуж за Осмонда. С точки зрения романиста — это труднейший момент во всей книге. Как убедить читателя, что такая женщина, как Изабелла, действительно пошла бы замуж за человека вроде Осмонда? Автору, как мне кажется, так и не удалось удовлетворительным образом преодолеть эту трудность, несмотря на то, что последняя беседа Изабеллы с Ральфом проливает кое-какой свет на предшествующие события. Если брак Изабеллы с Осмондом представляет собой в каком бы то ни было смысле ловкий трюк, к которому прибегает автор, чтобы обмануть нас в своих целях, то это в значительной степени ослабляет все его произведение.

В конце романа Изабелла после смерти Ральфа и еще одной встречи с Каспаром Гудвудом возвращается в Рим. Означает ли ее возвращение к Осмонду, что она делает безвозвратный шаг, раз и навсегда примирившись со своей судьбой, или это лишь временное решение? В последнем случае действие романа не получает завершения. Главная ситуация остается неразрешенной. Ф. О. Мэттьиссен, сторонник именно такого предположения, приводит весьма интересное наблюдение:

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz