Отчасти это вопрос тематики. Скотт рисует гораздо более широкую картину общественной жизни, чем Джейн Остин. Джини Дине — крестьянка, и говорит она языком крестьян Южной Шотландии. На страницах романа «Эдинбургская темница» действуют персонажи самого различного общественного положения, начиная от подонков преступного мира и кончая самой королевой Каролиной. Подобная широта охвата действительности (и в этом отношении с романом Скотта не может сравниться ни один роман XVIII века, даже фильдинговский) имеет далеко не последнее значение, ибо она требует изображения целого ряда взаимоотношений, более сложных (хотя не обязательно более глубоких), чем любые взаимоотношения, попадавшие в поле зрения Джейн Остин. Дело в том, что герои Джейн Остин, хотя они и могут стоять на разных ступенях общественной лестницы, все же являются людьми одного круга и все до одного придерживаются в социальной и духовной жизни (правда, с большей или меньшей силой убежденности) общих критериев одного и того же класса. Именно эта общность идеалов, общность воззрений и принадлежность к единой культурной традиции служат источником как дисциплинированной сдержанности творчества Джейн Остин, так и его ограниченности.
Если бы, к примеру, Остин последовала за Джейн Фэрфакс в конторы, где продают и покупают гувернанток, если бы она внимательно пригляделась к жизни цыган, напугавших Хэрриет, или хотя бы углубилась в жизнеописание членов семейства Мартинов с той же скрупулезностью, с какой она копается в делах Вудхаусов, то это поставило бы перед писательницей проблемы огромной трудности, ибо ей неизбежно пришлось бы изменить свою позицию, свой угол зрения.
Широта тематики, больше чем что-либо другое, придает романам Скотта эпический характер. Назвать его историческим романистом — значило бы принизить значение его творчества: интерес к истории не был для него самоцелью, не был и средством ухода от действительности, как это подчас утверждают. Надо отдать Скотту должное — он обладал поразительным чувством истории, умением распознать исторические силы, которые создают ту или иную ситуацию и диктуют людям тот или иной образ действий. Джини и Эффи Дине суть исторические характеры в самом глубоком, далеком от всякой претенциозности смысле этого слова. В своем весьма интересном очерке о Скотте В. Притчетт писал: