Введение в историю английского романа
ВАЛЬТЕР СКОТТ, «ЭДИНБУРГСКАЯ ТЕМНИЦА» (1818)

«...Мастерство Скотта в изображении взаимоотношений между двумя героинями «Эдинбургской темницы» основывается на его знании того, как воздействует на них история. Обе они — детище истории. А уж что Скотт знал досконально, так это влияние, которое оказывает история на религиозные убеждения и совесть человека. За нежеланием Джини солгать стоят многие поколения непримиримых спорщиков-кальвинистов, искусных в полемике сектантов, которые сменили меч, служивший им в войнах между кланами и в гражданских войнах, на оружие богословской диалектики. Перестав раскраивать своим противникам черепа, они принялись разить их с помощью изощренной казуистики. Изображение комедий, трагедий, вспышек фантастического красноречия и нудных многократных повторений, порождаемых вечно мятущейся совестью религиозных фанатиков, всегда блестяще удавалось Скотту — ведь все это у него в крови. Таким образом, отказ Джини солгать и ее путешествие пешком в Лондон, предпринятое для того, чтобы добиться помилования сестры, не вызваны ни тщеславием, ни черствостью, ни даже примитивной прямотой мышления — нет, они являются продуктом истории...»

Впоследствии мы еще вернемся к этому. А пока я хотел бы подчеркнуть, что именно широта охвата Скоттом действительности, необычайная объемность изображения, достигаемая благодаря чувству истории, которым богато наделен автор, с неизбежностью обусловливают коренные отличия писательского почерка Скотта от манеры письма Остин. Когда Скотт изображает сцену из домашней жизни в строго определенной социальной среде (как в процитированном мною вначале отрывке), он пишет так, как могла бы написать это Джейн Остин. Но когда он живописует грандиозные столкновения классов и идей, когда религиозный фанатизм Дэвида Динса, ярого поборника Ковенанта , сталкивается с торгашеской моралью Бартолайна Сэдлтри или когда земной крестьянский реализм Джини приходит в соприкосновение с бурной фантазией Дункана Нока, питающейся романтикой кланового уклада, надежные и устойчивые ценности, которыми руководствовалась Джейн Остин, оказываются непригодными. Нельзя комментировать такие события, не взглянув на них со стороны. Скотт призван охватить взором ход истории и панораму всей Шотландии. Это грандиозная задача.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz