Введение в историю английского романа
Некоторые из персонажей «Ярмарки тщеславия»

Не подлежит сомнению, что мы, читатели, не сопереживаем ни с одним из выведенных Теккереем персонажей, но было бы неправильно делать отсюда вывод о том, что эти персонажи не наделены подлинными человеческими чувствами. Говоря, что нам известен характер их чувств, мы имеем в виду вовсе не то, что мы разделяем эти чувства наподобие того, как мы разделяем переживания Эммы, но только то, что мы все знаем об этих чувствах. Что же касается привычек, нравов, образа жизни персонажей, то не они являются главной темой романа.

Теккерея, так же как Фильдинга, Ричардсона и Остин, из всех человеческих взаимоотношений больше всего занимают отношения людей, состоящих в браке. «Ярмарка тщеславия» повествует о трудностях взаимоотношений между людьми, особенно взаимоотношений между супругами, в высшем обществе Англии XIX века. Роман хорошо построен, несмотря на известную разбросанность и кое-какие композиционные просчеты (наиболее грубый из них связан с возвращением в Англию Доббина и Джозефа Седли; здесь спутана вся хронология и, пользуясь чьим-то удачным выражением, вся хореография). Две сюжетные линии, связанные с жизнеописанием Бекки и Эмилии, объединены друг с другом далеко не такими случайными узами, как это кажется Луббоку. И дело здесь не только в том, что обе героини— одна активная и «отрицательная», другая пассивная и «положительная»— взаимно дополняют друг друга; помимо этого, их жизненные пути противопоставляются, как две противоположные друг другу кривые развития: в середине книги кривая жизненного пути Бекки взмывает вверх, а кривая Эмилии опускается вниз. Тот факт, что после гибели Джорджа при Ватерлоо и вплоть до встречи в Пумперникеле жизненные пути обеих женщин почти не пересекаются, нисколько не ослабляет центрального замысла романа и не притупляет контраста, ибо каждая линия продолжает играть отведенную ей в сюжете роль.

Лорд Дэвид Сесиль отмечает в своем очерке, посвященном Теккерею, наличие в «Ярмарке тщеславия» ярко выраженного центрального замысла, но, как это ни странно, он оказывается не в состоянии понять этот замысел.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz