Введение в историю английского романа
Некоторые из персонажей «Ярмарки тщеславия»

Охарактеризованный выше параллелизм распространяется и на мужчин, входящих в жизнь Эмилии и Бекки; они также наделены противоположными характерами, также становятся жертвами самообольщения...»

Слова лорда Дэвида Сесиля являются, на мой взгляд, любопытным примером того, как сбивается иной раз с правильного пути критическая мысль, проходя мимо центральной идеи произведения. Писать, что Бекки обманута «фальшивым блеском, которым окружены столпы высшего общества» и т. д.,— значит явно упускать из виду кардинальный вопрос: а что еще оставалось Бекки делать? Стоит задаться этим вопросом, и все рассуждения о «самообмане» окажутся беспредметными. Начав с мысли о том, что роман Теккерея посвящен изображению общества, этой Ярмарки тщеславия, лорд Дэвид Сесиль занимается затем анализом моральных качеств персонажей в отрыве от этого общества — так, словно эти персонажи существуют вне общества, сами по себе. Рассматривая личность и общество как две отдельные сущности, а общественные «законы»—как нечто абстрактное и отличное от моральных норм и критериев людей, автор очерка не замечает важнейшей движущей силы романа, его художественной сердцевины.

Несчастье Бекки не в том, что «она настолько эгоистична» и т. д. (Ведь вовсе не эгоизмом в этом понимании слова вызвана ее любовная интрижка с лордом Стайном, да и сохранение при себе мужа не является для нее — при подобной трактовке ее эгоизма — первейшей необходимостью.) Дилемма, стоящая перед Бекки (да, коли на то пошло, и перед Эмилией),— это все та же дилемма, которая вставала перед Джейн Фэрфакс в «Эмме» и почти перед всеми героинями английской художественной литературы, начиная с Молль Флендерс. Что делать молодой женщине с умом и характером в благовоспитанном, но в то же время грубом и жестоком буржуазном обществе? Перед ней открываются лишь два пути: пассивный путь — смириться со своей подневольной участью и активный путь — бунтовать, отстаивая свою независимость х. Единственная надежда на компромиссное решение собственной судьбы заключается в том, чтобы по счастливой случайности найти чуткого и отзывчивого мужа, вроде Дарси или Найтли, —достаточно богатого, чтобы приобщиться к некоторым ценностям цивилизованного мира, и достаточно доброго, чтобы пожелать к ним приобщиться. Но вся беда в том, что Найтли и ему подобные требуют, чтобы их избранницы обладали качеством, которым Бекки в силу ее жизненных обстоятельств никак не может обладать (ведь ей пришлось больше изворачиваться, чтобы выбиться в люди, чем Джейн Фэрфакс!), — «неподдельным душевным изяществом». Это качество нельзя приобрести в трущобах Сохо, не приобретешь его и зарабатывая свой хлеб в пансионе мисс Пинкертон.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz