Введение в историю английского романа
Некоторые из персонажей «Ярмарки тщеславия»

«За какой-нибудь год любовь превратила славную молодую девушку в славную молодую женщину, которая станет хорошей женой, едва лишь пробьет счастливый час. Юная сумасбродка эта (быть может, со стороны родителей было очень неразумнопоощрять ее в таком беззаветном поклонении и глупых романтических бреднях) полюбила от всего сердца молодого офицера,, состоявшего на службе его величества и нам уже несколькознакомого. Она начинала думать о нем с первой же минуты своего пробуждения, и его имя было последним, которое она поминала в своих вечерних молитвах. В жизни не видела она такого умного, такого обворожительного мужчины; как он хорош верхом на коне, какой он танцор — словом, какой он герой! Рассказывают о поклоне принца-регента! Но разве можно сравнить это с тем, как кланяется Джордж! Эмилия видела мистера Бреммеля, которого все так превозносили. Но можно ли этого человека ставить рядом с ее Джорджем?.. С ним мог сравниться только сказочный принц; как великодушно с его стороны снизойти до ничтожной Золушки!»

И в этом случае Теккерей кривит душой. Совершенно очевидно, что определение «славная» в первом предложении не следует полностью принимать за чистую монету, но тонг в котором говорится о «глупых романтических бреднях», весьма не ясен. Против кого направляет автор стрелы своей иронии? Само собой разумеется, после того, как овдовевшая Эмилия в течение полутора десятка лет продолжает тешить себя иллюзиями в отношении своего покойного супруга, она уже не может рассчитывать на безоговорочное сочувствие читателей. Более того, вся часть книги, посвященная жизни семейства Седли в Фулеме, написана с таким реализмом, который делает любой некритический подход к Эмилии несостоятельным. Если бы Теккерею и здесь было свойственно сентиментальное отношение к Эмилии, как это подозревают многие читатели, вряд ли он позволил бы себе реалистически описать сцену расставания с Эмилией ее сына Джорджа, который покидает мать почти без сожаления. И вряд ли бы рискнул он тогда охарактеризовать в конце романа свою «героиню» как «нежное растеньице-паразит».

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz