Введение в историю английского романа
художественные особенности романа «Грозовой перевал»

Мы по-прежнему сочувствуем Хитклифу, даже после его женитьбы на Изабелле, так как Эмилия Бронте убеждает нас в том, что нравственное превосходство — за Хитклифом, что он отстаивает более высокие ценности, чем Линтоны. И дело тут вовсе не в какой-нибудь таинственной эмоциональной энергии, которой заряжен Хитклиф. Эмоциональность осуждения им Эдгара обоснована морально. Слова «чувство долга», «человеколюбие», «жалость» и «милосердие» звучат здесь с такой же силой, с какой звучат они в стихах Блейка.

Эти слова употреблены в приведенном выше отрывке не в парадоксальном смысле, а в смысле более глубоком, чем при их обычном употреблении. Казалось бы, слова Хитклифа о «страшном одиночестве» Кэтрин звучат парадоксально: ведь, судя по всему, на Мызе Скворцов Кэтрин менее одинока, окружена большей заботой и вниманием, чем в том случае, если бы она связала свою судьбу с Хитклифом. Но это парадокс для тех, кто Хитклифа не понимает. В действительности Хитклиф с огромной эмоциональной убежденностью, заражающей и нас, утверждает, что жизнь, которую он предлагал Кэтрин, более естественна (это впечатление усиливает образ дуба), более полноценна в социальном отношении и более нравственна, чем жизнь в мирке Мызы Скворцов. Многие из тех, кто подвергает образ Хитклифа критике (одни утверждают, что в существование такого человека нельзя поверить, другие видят в нем неврастеника, третьи считают его ожившим на страницах романа Бронте демоническим «байроническим» героем), не понимает его истинной сущности именно потому, что они не чувствуют нравственной силы, звучащей в словах Хитклифа, причем, как правило, они не признают за Хитклифом этой силы, ибо сами-тоони,—сознают они это или нет,— одного поля ягода с Линтоном.

Хитклиф и Кэтрин отвергают общепризнанные нормы буржуазной морали — кульминационной здесь является сцена смерти Кэтрин. Для того чтобы понять революционную силу этого эпизода, достаточно вообразить себе, как написал бы ее какой-нибудь другой романист.

Казалось бы, вся обстановка действия толкает романистку на путь решения этой сцены в традиционных мелодраматических канонах. Кэтрин при смерти, и вот из мрака ночи является Хитклиф. Здесь перед автором открываются две возможности: либо Кэтрин на смертном одре отвергнет Хитклифа, священные узы брака останутся нерушимыми и порок получит по заслугам; либо восторжествует истинная любовь.

<- Предыдущая _ Следующая ->

 

На главную

Hosted by uCoz